КРЕСТНЫЙ ХОД (ОБЪЕЗД) ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ
(записки паломника)


                                                       Золотое кольцо. Крестный ход.
                                                       Возрождение веры в России.
                                                       Ко Христу и Царю на поклон.
                                                       С нами ангелы, с нами святые.

                                                       Искушения силами зла,
                                                       Благодать бес почуя лютует.
                                                       Но молитва взошла на уста
                                                       И сразила врага словно пуля.

                                                       Брань духовная - скрытая брань,
                                                       Хитрый враг постоянно не дремлет.
                                                       Брат, в уныние вновь не впадай
                                                       Лишь в молитве душа Богу внемлет.

                                                       Он являет свою благодать,
                                                       Образа вновь и вновь мироточат.
                                                       Русь покайся и духом воспрянь,
                                                       Ведь тебе возрожденье пророчат.

                                                       Ограждают Россию кресты,
                                                       Что заложены тайно с молитвой
                                                       Боже Правый, наш дух укрепи
                                                       Пред Священной последнею битвой.

                                                       "Царь грядет" - молят старцы за Русь
                                                       Что от бесов, масонов страдает.
                                                       Верю я, что очистится Русь
                                                       И вновь Царской Державою станет!
                                                                                             


     Действие благодати ощущается после поездки. Необъяснимая легкость и духовная радость от соприкосновения со святыней. Но в этом суетном мире очень тяжело на долгое время сохранить благодать. Снова грехи, снова страсти.
     В Боголюбово приехали вечером. Остановились в пятистах метрах от монастыря, и пошли Крестным ходом. Мы попали к самому началу вечерни. Службу вел сам отец Петр. 3 мая – светлая седмица. Во всей службе ощущается эта радость Воскресения Христова. Победа Жизни над смертью. Во время вечерни мироточила икона святой блаженной Матронушки и святых Царственных Мучеников. Казалось сам Царь-Мученик благословлял нас на Крестный ход. Благодатное место – Боголюбов монастырь. Здесь особенно чувствуется присутствие Божие. Некоторое время спустя, когда нас, после трапезы определили на ночлег, одному из паломников было видение. Икона преподобного святого Серафима Саровского чудотворца словно ожила, и святой старец сошел с неё и благословил всех спящих. Вообще много было таких случаев явления Божия промысла о нас на протяжении Крестного хода. Накануне Крестного объезда по Золотому Кольцу одна из паломниц видела сон о том, что кресты будут возложены у воды. Именно так всё и вышло. После утрени и Крестного хода в монастыре, мы отправились к берегу Нерли, где с благоговением и чтением акафиста Животворящему Кресту Господню возложили первый крест. Тот день был пасмурным и холодным, накрапывал мелкий дождь. Порой нападала усталость и некоторое раздражение, таким образом искушал враг спасения. Видимо промыслом Божиим была установлена холодная погода, на протяжении всего Крестного объезда. Господь незримо проверял всех и каждого, посылая испытания, которые мы с упованием и молитвой старались переносить памятуя о том, что: «притерпевый до конца, спасется». В автобусе мы не оставляли молитву: Акафисты Божией Матери, Святым Царственным Страстотерпцам.
     Вспоминаю первую трапезу после вечерни в Боголюбово. Простая монастырская снедь: постные щи, каши (постная и скоромная). И вроде бы вкус обычный, но берет за душу сама легкость насыщения. В миру как-то всё по иному. Видимо потому, что еда готовится ради чревоугодия, дабы напитать до предела неразумную плоть. Мы часто подобно язычникам, возводим еду в некий культ, забывая при этом, что яства даны Богом не только для услаждения чрева, но и для постоянного памятования о промысле Божием насыщения. «Благодарим Тя, Христе Боже Наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царствия» – молитва читаемая после трапезы. Издавна еда готовилась с молитвой и постоянным памятованием о Боге. Сердечная молитва идущая из глубины, привлекает благодать Божию, которая своим незримым присутствием освящает бытие человека и в нашем случае приготовляемую снедь. К Боголюбово я еще вернусь, но впереди Владимир. Во Владимире мы совершили паломничество в Успенский собор, построенный в 1158 году святым князем Андреем Боголюбским. Как многострадальная Россия много испытаний перенес Успенский собор. Законченный к 1160 году, успенский собор пострадал от пожара в 1185 году. Храм практически выгорел. Но с помощью Божией удалось восстановить былую красоту и благолепие храма. Восстанавливая собор, владимирские мастера значительно расширили его (он вмещал в себя до 4000 тысяч человек) и увеличили алтарную часть. При князе Всеволоде III пышное убранство собора было заменено еще более дорогим и красочным.
     Новая беда пришла 1238 году. Взявшие город штурмом татары приступили к стенам Успенского собора, где укрывались множество владимирцев, княжеская семья и епископ Митрофан. Татары подожгли собор, обложив его бревнами. Множество людей задохнулось от дыма. Ворвавшись в собор, татары устроили резню. Многие святыни были расхищены, но храм, обгоревший и разграбленный устоял. В конце 13 века собор слегка подправили. Но в 1410 году храм вновь подвергся разграблению татарской орды. Но по промыслу и неизреченной милости Божией он вновь и вновь воскресал. Успенский собор пострадал от кощунников и безбожников XX века. Храм превращен в музей. Ныне словно эхо эпохи атеизма и в то же время знамение грядущего отступления от веры Христовой Успенский собор одновременно – музей и храм. «Кто помолиться, пусть заходят перекрестившись, кто на экскурсию за плату» – напутствовала каждого входящего привратница преклонных лет. Благодать не оскверняется от нашего падшего естества. Горели лампады, благоухали иконы. Мы с покаянием и молитвой приложились к мощам святого князя Андрея Боголюбского. Душа не хотела покидать храм. Были и другие паломники, но мало, в основном приходили иностранные экскурсионные группы, которые с нескрываемым любопытством и некоторым удивлением осматривали храм. Вот здесь-то и замечаешь Западное (католическое, чувственное, как правило, без должного смирения, благоговения и покаяния) и Восточное (Православное) восприятие Бытия Божия. Для них (католиков) иконы – всего лишь картины вызывающие особый интерес. В Боголюбском монастыре также было много иностранных групп. Богата земля Русская монастырями, соборами, храмами, в которых животворит Дух Божий. Но не желает и не стремится мой соотечественник и современник открыть свою душу Богу и принять всем разумением святую веру Христову. Он (в большинстве случаев) с восхищением и благоговением (было бы к кому) взирает на Эйфелеву башню, статую Свободы и других идолов, не замечая истинной, духовной красоты своего Отечества.
     После паломничества в Софийский собор в Суздале, ближе к вечеру мы прибыли в Кострому. В Богоявленский монастырь. Снова дождь, снова холодная сырая погода. Нас паломников определили на ночлег недалеко от монастыря в отреставрированный купеческий дом. В доме нас распределили по комнатам, перед сном напоив чаем. В трапезной в правом углу висела икона Царя – Страстотерпца Николая II. На следующий день мы, поблагодарив за ночлег, отправились в Богоявленский монастырь. Описание монастыря отобразить не смогу, ибо не нахожу подходящих слов. Создавалось впечатление, что ты на мгновение оказался в горнем мире. В тот момент сознаешь свое недостоинство перед Богом. Душа замирает в покаянной молитве. Вообще чувство сокрушения, раскаяния и страха Божьего сопровождало меня в течение всего Крестного объезда, усиливалось оно во время пребывания в храмах и монастырях. На утреню мы не остались, приложившись к иконам, оправились в Ипатьевский монастырь. Ипатьевский монастырь располагается на стрелке при впадении реки Костромы в Волгу. Данный монастырь один из древнейших в России – основан в конце XIII века, татарским мурзой по имени Чет (Чета), принявшим православие и поступившим на службу к московским князьям. Когда мурза Чет ехал из Орды в Москву, то близ города Костромы, на месте будущего монастыря, он заболел и остановился в устье реки Костромы. Тут во сне ему явилась Пресвятая Богородица, апостол Филипп и великомученик Ипатий Гангрский, чтобы просветить неверного татарина светом веры Христовой. Богородица обещала ему исцеление, если мурза примет христианство. Выздоровев, Чет благополучно добрался до Москвы, где и принял крещение. В память о своем чудесном исцелении Чет, во святом крещении Захарий, основал монастырь во имя святого Ипатия Гангрского. В 1613 году во время польской интервенции в России в Ипатьевском монастыре укрылась инокиня Марфа Романова, с сыном Михаилом, Будущим первым Царем Дома Романовых – Михаилом Феодоровичем. Троицкий Собор – главный храм монастыря. В соборе хранилась древняя икона «Явление Богородицы с апостолом Филиппом и святым Ипатием мурзе Чету», там же находилась могила Ивана Сусанина и был погребен основатель монастыря Чет – Захарий.
     В Ипатьевский монастырь мы вошли Крестным ходом. В монастыре велись реставрационные работы. По милости Божией мы почти беспрепятственно прошли в палаты бояр Романовых, но в Троицкий собор нас не впустили. Перенеся поругание святынь в веке XX , не избежав участи быть оформленным под жилье после октябрьского переворота 1917 года Ипатьевский монастырь возрождается в былом величии и красоте. У стен монастыря, ближе к воде на р. Костроме мы уложили второй крест. Далее наш путь лежал в Ярославль, в Толгский женский монастырь.
     Свято-Введенский Толгский женский монастырь расположен в нескольких километрах от Ярославля, основан в 1314 году епископом Ростовским Трифоном. История возникновения обители освящается чудесным явлением иконы Божией Матери в то время когда Русь стонала под татаро-монгольским игом, явилась на Ярославской земле икона Царицы Небесной как надежда и утешение в скорби. Епископ Трифон объезжая северные районы обширной епархии, возвращался из Белозерского края. В нескольких верстах от Ярославля путников застигла ночь. Они расположились в шатрах на правом берегу Волги. В полночь дивный яркий свет осиял окрестность. Святитель взял посох и вышел из шатра. За Волгой, над лесной дубравой, возвышался огненный столп, а через реку был перекинут чудесный мост, которого накануне не было. Благоговейно перекрестившись, святитель пошел по мосту. Приблизившись к светозарному столпу, он увидел стоящий на воздухе образ Пресвятой Богородицы, «светом сияющий». Долго со слезами молился владыка перед дивным явившимся образом, а затем по тому же чудесному мосту перешел через Волгу. По промыслу Божию на месте явления Пресвятой Богородицы был основан монастырь. Икона получила название Толгской по имени речушки Толги на месте устроения обители. В тот же день были построены келии для иноков и назначен игумен. С тех пор 8/21 августа празднуется явление иконы и основание Толгской обители, одного из старейших и наиболее почитаемых монастырей Ярославской земли.
     В начале XV века Толгскую обитель постигло тяжелое испытание. По попущению Божию случился пожар в обители Пресвятой Богородицы. Огонь поедал всё: церковные вещи, иконы, книги, сосуды, церковные украшения. С великой скорбью смотрели иноки на бушующее пламя, полагая, что образ Толгской Божьей Матери погиб в огне. Каково же было удивление братии, когда в монастырской роще, в ветвях дерева, они увидели явленную чудотворную икону, ангельскими силами перенесенную сюда «из заключенного огнем пылающего храма» (из акафиста). Здесь была устроена часовня с точным списком явленной иконы, перед которым засветилась неугасимая лампада. С XVI века на месте попущенного Богом пожара выращена кедровая роща. До Толгского монастыря около 300 метров шли Крестным ходом и малым Крестным ходом обошли кедровую рощу, которая уже в XX веке подверглась глумлению и была практически уничтожена богоборцами. С 1989 года началось с помощью Божией возрождение кедровой рощи при участии НПФ «ПАМЯТЬ». До октябрьского переворота 1917 года часто посещал Толгскую обитель архиепископ Ярославский Тихон (Беллавин), избранный в 1917 году первым Патриархом Всероссийским после долго сиротства Русской Церкви во время синодального периода. 21 мая 1913 года на пароходе «Межень» семья Государя императора Николая II прибыла в Толгский монастырь. Царскую Семью встречали: архиепископ Тихон и наместник архимандрит Серафим с братией. Во Введенском соборе был отслужен молебен Пресвятой Богородице, по окончании которого августейшая семья приложилась к чудотворной иконе Божией Матери и посетила кедровую рощу. Дважды в 1892 и 1913 годах, в монастыре побывала великая княгиня Елизавета Феодоровна.
     После революции богоборцы осквернили и разрушили монастырь. Храмы были отданы под жилье, а затем на территории обители была организована исправительная колония. 12 июля 1990 года в монастыре впервые зазвонил большой колокол. Настало возрождение обители. Сегодня Толгская обитель собрала под свой покров 130 насельниц. В крестовоздвиженском храме монастыря мы приложились к мощам святителя Игнатия (Брянчанинова). В Ростове Великом мы совершили паломничество в Спасо-Яковлевский монастырь и за его стенами молитвенно уложили второй крест. Далее наш путь лежал в Переславский Никитский монастырь. Переславский Никитский монастырь был основан святым Никитой Столпником в1170 году. Будучи сборщиком дани Никита предавался многим порокам, он прославился жестокостью и лихоимством, но однажды увиденный сон заставил его ступить на путь покаяния. Никита оставил семью и удалился на пустынный берег Плещеева озера, где поселился на собственноручно сооруженном им столбе, надев на себя вериги и каменную шапку. Много людей приходило к отшельнику из далека и его праведными молитвами получали исцеление. В 1186 году побывал в Переславле князь Михаил Черниговский. Он был болен. В надежде получить исцеление он послал слуг к преподобному Никите с просьбой прийти и исцелить его. Но Никита передал князю Михаилу только свой посох. И стоило взять посох в руки, как тот час чудесным образом он был исцелен. В 1702 году в память об этом событии была сооружена Черниговская часовня. Отшельничество святого Никиты увенчалось мученичеством: 16 мая 1186 года он был убит разбойниками. Они решили, что тяжелые вериги сделаны из серебра. От долго времени и постоянного употребления железо отполировалось и приобрело серебряный блеск. Ныне эти вериги являются святыней монастыря наряду с иконой Державной Божией Матери, которая чудным образом замироточила во время нашего пребывания в монастыре. После 1917 года Никитский монастырь простоял в «мерзости запустения». Ныне монастырь возрождается заново. Последний ночлег мы провели в полутора километрах от монастыря на его подворье. Бывшая сельская школа отдана под временное жилье для трудников и паломников. Печное отопление. Нас угостили рыбой и чаем, да и спальных мест всем хватило. Перед сном мы прочитали акафист Св. Царю-Страстотерпцу Николаю II. Святые Царственные Мученики молите Бога о нас! Снова вспоминается мироточение Державной иконы Божьей Матери. Иконы явленной России после октябрьского переворота. С того красного, Дьявольского шабаша Россия восходила на свою Голгофу. Царица Небесная, Пресвятая Богородица явила свой образ Державный и стала хранительницей Державы и Скипетра для грядущего Русского Царя, дарованного Богом.
     Поселок Годеново, храм во имя святителя Иоанна Златоустого. Храм этот принадлежит подворью женского Переславского монастыря. В нем хранятся великие православные святыни – Животворящий Крест Господень, явивший с неба, и чудотворная икона Николая Угодника. Болотистое место – с. Годеново, с виду хуторок, несколько домиков. Но благодать от Животворяшего Креста светлой духовной радостью разливается по селу. Давно неким пастухам, пасшим на поле скот близ болота, где ныне находится Никольский погост, явился с греческой стороны неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Этот свет установился над болотом. Пастухи увидев такое преславное чудо, с начала очень испугались, но когда поняли, что это сила Божья явилась им и показала чудо, то решили приблизится к тому месту, откуда исходил свет. Они увидели в воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним – чудотворец великий Николай со Святым Евангелием, который встал близ пастухов на болоте. Голос Божий, исходящий от Распятия воззвал: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили Церковь мою». Храм был построен. Великую силу исцелений дарует Животворящий Крест всем притекающим к нему с верой.
     Прошло несколько веков на месте постройки сгоревшего нового храма Николая Угодника. Слава о чудесах и исцелениях от животворящего Креста Господня распространилась далеко за пределы Ярославской губернии. После революции 17 года храм Николая чудотворца, как и многие святыни нашего Отечества был разрушен коммунистами. Но крест Господень чудом уцелел и перенесен в храм святителя Иоанна Златоустого. Всё равно богоборцы пытались осквернить святыню. Животворящий Крест – видимое чудо Божие и изготовлен из неизвестного материала. Это не дерево, не железо и не камень. Но не может быть посрамлено знамение Божие! Старожилы рассказывают как несколько активистов собрались вынести святое Распятие из храма, чтобы сжечь его на улице. Но Крест словно налился свинцом и безбожники не смогли даже сдвинуть его с места. Раздосадованные атеисты, так и не вразумленные чудесным явлением, в бешенстве принялись пилить Святое Распятие, чтобы вынести его из храма по частям. Но зубья пилы сломались, на ткнувшись на особо твердый материал. На руке образа Распятого Господа остался неглубокий след от пилы в назидание и вразумление всем сомневающимся в чудесах Господних. Но не унимались богоборцы. Возмущенный атеист схватил топор и в ярости ударил по стопе образа Спасителя. Небольшой кусочек мизинца от святыни упал на пол. Богоборец торжествовал: он «победил» силу Божию. По рассказам односельчан, в 70-х годах тот несчастный который «победил» Крест, прожив нелегкую жизнь умер. И умер от заражения крови поразившего на ноге именно тот мизинец, какой он трубил пятьдесят лет назад на образе Распятого Христа. Времена мракобесия и богоборчества ушли в прошлое, и храм, где сохранилось чудотворное Распятие, ожил. В 1997 году он стал подворьем Свято–Никольского женского монастыря, что в Переславле–Залесском.
     От автобуса до храма святителя Иоанна Златоустого шли Крестным ходом, обошли сам храм. Ко времени нашего прибытия в храме шла служба. Животворящий Крест Господень стоял за стеклом. Приложившись к животворящему Кресту, освятили хоругви и иконы. Далее наш путь лежал В Сергиев Посад, в Гефсиманский скит, в Пещерный храм и келию святого Варнавы. Основателем Гефсиманского скита был схимонах Филипп. Ныне Черниговский скит реставрируется. Мы совершили паломничество в храм скита. Реставратор рассказал нам, что во времена боборчества Гефсиманский скит подвергся осквернению. В скиту находилась военная база, танковая часть. Храм превратили в хозпомещение установив бетонные стяжки, которые невозможно было удалить при реставрации. Конечно храм потерял свой первозданный вид, но при помощи Божией и руками умелых реставраторов он возвращается вновь. По каменной лестнице мы спустились вниз в Пещерный храм Гефсиманского скита. Там находится келья старца отца Варнавы. На стенах кельи остались фрагменты росписи и как горькая память богоборчества, следы от пуль. Пещерный храм богоборцы определили под тюрьму. Вероятно в кельях держали заключенных и приводили в исполнение приговоры. Сами пещеры ископаны по образу пещер Киевской Лавры. В 1845 году в Исаковской роще было положено основание будущего Гефсиманского скита. В 1847году здесь уже стояли две-три келии-пустыньки, в одной из которых и поселился основатель скита юродивый Филиппушка, Поселившись в Исаковой роще, Филиппушка принялся копать здесь пещеры. В описании Гефсиманского скита за 1889 год читаем: «…Филипп с своими сотрудниками принялся копать небольшую подземную, квадратную яму., которую в последствии начал расширять, делать для нее подземные коридоры и в них отдельные небольшие пещерки для келий; средняя же большая предназначалась местом собрания пещерников на общую молитву». В одной из церквей скита хранилась чудотворная икона, в стенах скита жили старцы, благословение которых стремились получить тысячи людей со всех концов России. После паломничества в Гефсиманский скит, мы за его стенами, возложили последний крест. По промыслу Божию и по его неизреченной милости, при молитвенном заступничестве святых Царственных Страстотерпцев, святые образы которых встречались нам в продолжении всего Крестного хода, покаянный Крестный объезд завершился в Свято-Троице-Сергиевой Лавре поклонением мощам св. преп. Сергия Радонежского.

А. ШИТИКОВ

на главную