ФОРМУЛА РУССКОЙ ИДЕИ

     Несколько лет назад, еще во времена президентства Ельцина, в высших российских государственно-чиновных кругах заговорили о необходимости разработки национальной идеологии. Поговорили-поговорили, ничего внятного так и не выговорив, и забросили эту тему. При нынешнем призеденте ситуация эта осталась прежней. Хотя иногда в официальных речах и проскакивают словосочетания: "национальные интересы", "государственное строительство", "стратегия развития" и т.п., в целом, по большому счету никто толком не понимает к чему мы идем в этом самом "государственном строительстве", в чем заключается наш национально-государственный идеал.
     Строить "открытое демократическое общество с рыночной экономикой" – это для такой страны как Россия, слишком примитивная и сложная задача.
     Уже сегодня мы пожинаем первые плоды такого "строительства" – снижение обороноспособности, нарастание кризисных тенденций в экономике, разгул преступности, наркомании, повального пьянства, проституции, криминализация всех государственных структур и т.п.
     Так есть ли выход из этого духовно-интеллектуального мировоззренческого тупика, который неизбежно ведет к кризису во всех сферах жизни государства, а затем и к его гибели (подобно Древней Римской Империи).
     Православным русским людям очевидно – да, выход этот есть и он единственно верный и спасительный для России. Заключается он в возвращении на коренной, исторический путь развития нашего Отечества – на путь Христианской Православной государственности или как еще говорят на путь Святой Руси. Да, это наш идеал - то к чему мы должны стремиться в личной, общественной и государственной жизни, то чему должны отдавать все силы, ибо в этом спасение наше. Соответственно это и определяет всю нашу национальную русскую (российскую) идею, сформулированную еще задолго до революции в чеканную форму: Православие, Самодержавие, Народность. ("За Веру, Царя и Отечество"!).
     Раскрыть подробно эту триединую формулу Русской идеологии в газетной статье не представляется возможным. Всем интересующимся этой темой посоветую обратиться к трудам наших замечательных русских мыслителей: Льва Тихомирова ("Монархическая государственность"), Николая Черняева ("Русское самодержавие"), Дмитрия Хомякова ("Православие, Самодержавие, Народность"), духовно-историческому наследию св. Митрополита Филарета (Дроздова), архиепископа Серафима (Соболева), митрополита Иоанна (Снычева) и др.
     В этих философских и историко-богословских работах наших русских светочей мысли подробно изложены духовные и политические основы Русской идеологии.
     Конечно среднему современному "россиянину" нет дела до вышеназванных трудов и вообще не понятно, почему именно православно-самодержавная монархия – единственно спасительная и перспективная для России форма государственности. И хотя, сегодня в широких слоях российского общества крепнет понимание необходимости возрождения духовной основы жизни – православной веры, процесс воцерковления народа идет пока медленно. Дабы процесс этот шел быстрее и стал необратим, и нужно возродить Богоугодную форму власти – православную монархию. Другое дело, что деяние это может растянуться на несколько лет или даже десяток лет и оптимальным переходным строем при этом, наверное, будет национально-восстановительная (воспитательная) диктатура ("диктатура совести"), как назвал ее митрополит Иоанн (Снычев).
     Диктатура эта должна будет подготовить народ к принятию Царя. Ибо просто восстановить монархию в России без покаяния и воцерковления (если не всех, то какой-то определенной части народа будет делом бессмысленным. Как писал замечательный русский философ И. А. Ильин: "Монархия – самый трудный вид государственности, ибо это самый душевно-глубокий строй, духовно требующий от народа монархического правосознания… Законного Государя нужно еще заслужить сердцем, волею и делами".
     Отрадно, что в отечественной православной публицистике последних лет подобные взгляды получают все большее распространение. Для иллюстрации приведу отрывок из вышедшей в 2002 году книги иеромонаха Авеля (Семенова) и А. Дроздова "Знамение пререкаемо", (стр. 358-359)… "необходимо всем понять, что единственной формой правления в стране, способной по настоящему сплотить народ и сделать его государство сильным, может только САМОДЕРЖАВИЕ. Оно приемлемо для абсолютного большинства людей любых национальностей, взглядов и убеждений, как это было до революции 1917 года. Пока народ не осознает принципы Самодержавия, Православия, Соборности как единственные, которые могут спасти страну, – дотоле Россия будет чахнуть, разлагаться, а народ вымирать и нести бремя своего греха, бремя отвержения Богом данного государственного строя. Никакие другие формы власти не приемлемы для исторического призвания России. Потому что "Русское Самодержавие, – пишет митрополит Иоанн (Снычев), – система не столько политическая, сколько религиозная, свидетельствующая о высоте нравственных воззрений народа на природу и цель власти". Вне Самодержавия, вне сплоченного единомыслием и единодушием вокруг Царя и Церкви народа, вне идеи формирования на такой основе могущественное государства, будущее России – немыслимо.
     Самодержавие, как национальная "идея", как общегосударственный организм жизни народа – должно послужить мощнейшим фактором как для борьбы с мировыми силами зла, так и для нравственного, политического, экономического и религиозного возрождения народа и Родины. Поэтому и восстановление главнейшей основу русской государственности – державности, которое по определению митр. Иоанна (Снычева), есть "государственное самосознание народа, добровольно принявшего на себя церковное послушание "удерживающего" (2 Фес. 2, 7) т.е. готового стоять насмерть на пути рвущегося в мир сатанинского зла", – является, наравне с православной верой и Самодержавием, первостепенным для разрушенного национального самосознания. Осознание судьбоносности Русского Православия и российской государственности для всего мира остается одной из главных составляющих в формировании личности каждого гражданина страны, в формировании его ответственности пред Богом и пред обществом за будущее Родины.
     Без этого, даже при формальном восстановлении Самодержавия, окажется невозможным единство между народом, властью и Церковью, поскольку оно достигается лишь при содействии Духа Святого. А для снискания Его даров в первую очередь необходимы покаяние, чистота жизни, честность, любовь к Родине, повиновение заповедям Божиим. Власть должна защищать интересы народа, а не интересы олигархов и Мирового правительства, народ должен жить интересами Родины, ставя их выше личных. Церковь же призвана освящать этот союз в Истине православной веры, во Христе.
     Несмотря на отсутствие каких-либо заметных предпосылок к возрождению исторической русской государственности, для Бога нет ничего невозможного… Прославление в лике святых Государя-Мученика Николая II с Семейством – первый шаг в раскаянии русских людей в грехе царепредательства и залог грядущего воскресения Святой Руси. Уже сегодня все больше православных чают в своих сердцах и молятся о возвращении Царя-Хозяина и Заступника Земли Русской.
     Верим – время это не за горами, тем более, что об этом пророчествовали великие русские святые – Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий, Нектарий и Анатолий Оптинские, Лаврентий Черниговский и другие.
     Закончу свои заметки отрывком из работы выдающегося русского историка и горячего патриота В. Ф. Иванова: "Куда же идти нам, каким путем – к заветной цели и что мы должны строить? Мы не должны выдумывать какие-то старые и новые пути, у нас, русских, есть путь прямой, извечный. Русские люди должны собираться не под знаменами гитлеровской свастики, а под священными хоругвями, на которых начертаны для нас бессмертные слова: "Православие, Самодержавие, Народность".
     Мы обязаны и будем строить Православное Русское Царство, вечный идеал нашей жизни, на тех мудрых и практических основах, на которых вековалась Россия.
     Не нужно при этом думать, что православие – это неподвижная конфессиональная схема, которая исключит всякие другие верования и народы. Нет, православие есть практическое творчество добра на земле во имя Бога Живаго, и потому под знамена Православной России собрались и магометане, и идолопоклонники, и лютеране, и католики.
     Подобно тому, как казанские татары-магометане честно клали свои головы за Россию, и прибалтийские дворяне-немцы, лютеране по убеждению, - тоже считали себя с гордостью русскими. Только Россия могла переварить и сделать "русскими", оставив всем им прелесть национального своеобразия и их религии, – и кавказские народности, и панов Западного края и массу эмигрантов – маркизов Паулуччи, баронов Гейкингов, арапов Ганнибалов… Пора же осознать то, что в многоцветии русской культуры "повинно" именно Православие, которое сумело разных людей поощрить, отдать все самое лучшее, самое глубокое своей природы на общую русскую - всероссийскую пользу и потребу.
     Таков был и есть наш русский путь. Все другие пути ложны, все чужие лозунги – фальшь и новые идеалы – вредная химера…
     Итак, наш идеал – Православие – полная антитеза рационализму, который является господствующим интересом жизни Запада.
     По учению святых отцов православной церкви и наших святых праведников, всё человеческое земное есть дело второстепенное, что разум и человеческие силы ничтожны перед волей Всемогущего, что религиозная сила познается не критикой, не наукой, не гордой своими завоеваниями культурой, а детской простотой души, смиренным и деятельным преклонением перед тайнами величия Божия.
     Мы раздавленные и гонимые, мы нищие, у нас нет никаких реальных возможностей, но мы имеем богатый клад, оставленный нашими славными предками - Православие. От него получили все: наше национальное самосознание, нашу мощь, величие, славу и культуру.
     Наша церковь ограблена, она не блистает, как это было раньше, бриллиантами, изумрудами, смарагдами и лалами – но она украшена подвигами мучеников и страстотерпцев, исповедников веры, рыцарей долга и чести.
     Распятая православная церковь вместе с мучеником Царем и верными ее сынами – наше неоцененное сокровище от национальной церкви.
     Имея такое богатство, мы не должны никому завидовать, не должны предаваться отчаянию, ибо "Христос Воскресе", "Христос посреди нас".
     Два священных идеала должны освящать на путь в борьбе за Россию: "Православие, как основа нашей народной жизни, и Самодержавие, как государственный идеал России.
     Без этих руководящих идей мы не выйдем на Божий свет из страшной исторической мглы, которая окутала нашу Родину.
     Конечная цель наших стремлений – Святая Русь – полное и совершенное выражение христианского идеала и раскрытие этого идеала перед всем человечеством".

В.В. КУЛИКОВ,
Волгоградский Русский Народный Собор


на главную