КРЕСТНЫЙ ХОД О СПАСЕНИИ РОССИИ И УКРАИНЫ
3, 4, 5 января 2005 года

     Святые – это соль земли, смысл ее бытия. Когда земля перестанет рождать святых, тогда у нее отнимется сила, удерживающая мир от катастроф» (преподобный Силуан Афонский).
     Председатель Липецкого отделения НПФ «ПАМЯТЬ» Ю.Н. Берников взял благословение на проведение Крестного хода у Епископа Липецкого и Елецкого владыки Никона.
     Преподобный Серафим Саровский говорил: «Благодать и помощь Божья к верным и сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде». Наше время такое же, как любое другое, и Господь в изобилии посылает чудеса утешения и вразумления через видимые знаки Своего присутствия в мире. Матерь Божья имеет неусыпное попечение о земных жребиях своих. Иверия и Афон издревле были предметом пристального внимания Владычицы. Пришел час, и она извела со второго удела преподобного Антония, дабы основал ее третий удел на горах Киевских. Греческие мастера выстроили Великую Лаврскую церковь во имя Успения Божией Матери, которую преподобный Серафим впоследствии назвал небесной. Когда расписывался алтарь, там неведомой силой изобразился лик Богородицы, один из древнейших явленных. Из уст Пречистой вылетел голубь, подлетел к иконе Спасителя и долго кружился над людьми, садясь кому на руку, кому на плечи, как знак, что Дух Святой пребывает в церкви Печерской. Основатель четвертого и последнего Вселенского удела преподобный Серафим Саровский благословлен на монашество на горах Киевских. Монахиня Александра Мельгунова, положившая начало Дивеевской женской общине, вышла из Фроловского монастыря.
     Божия Матерь благословляет мир между Своими уделами. Суемудрие века сего привело к тому, что все жребии Богородицы оказались сегодня в разных государствах. Земное Отечество разделилось в дрязгах и нестроениях. А требуется от нас одно: поднять глаза к небу, совершить покаяние, пройти Крестный путь во спасение России и Украины, истоки которых – Киевская Русь.
     Вот и собралось малое стадо в Крестный ход вокруг Липецкой области. Новенький автобус «Липецкий паломник» колесил по январским дорогам в надежде на лучшее в православном мире. Ведь в нем около 60-ти молитвенников с иконами и мощевиком, с крестом и хоругвями.
     Возглавить Крестный ход Преосвященнейший Владыка Никон благословил иерея Александра.
     Самые активные участники: Берников Юрий Николаевич, Алла Николаевна Волобуева, Галина Николаевна Жузлякова. В их жизни это уже третий Крестный ход по городам и весям Липецкой области.
     Третьего января, в день св. Петра, митрополита Московского, накануне отъезда совершили водосвятный молебен в Христорождественской церкви г. Липецка настоятель о. Александр и иерей Александр. Окропленные водой и вдохновленные на путь люди, славя Господа нашего Иисуса Христа в преддверии его рождества, светились радостью и волнением.
     Церковь Архистратига Михаила в с. Сселки с открытыми вратами встречала богомольцев, и наряженные, горящие огоньками рождественские елочки были также добры и откровенны, как и настоятель храма иерей Александр.
     В с. Большой Хомутец на воротах Троицкой церкви висел замок. Обнесли святыни вокруг храма в надежде на умягчение сердец местной паствы и прихожан.
     12.00. Село Лебяжье. Как велика Милость Божия, сподобившая пройти здесь с крестным ходом. Автобус остался на трассе, а мы пошли по селу, местные жители выходили из домов и присоединялись. В крестном ходу была икона царя Иоанна, р. Б. Нина (Замятина), уроженка этого села, шла именно с ней. Церковь здесь была построена в 1871 году на общественные средства. Престолов два: главный св. Василия Великого (1января) и св. Филиппа, митрополита Московского (3 июля). В этом храме с 1915 года служил священник Замятин Андрей Дмитриевич, который пострадал от репрессий в 30-е годы. Когда было распоряжение снимать колокола, он велел звонить во все колокола. Было большое стечение народа, но озверелые безбожники забрались на колокольню и сбросили их. Церковь – Дом Божий забрали под картофельный склад. В 50-е годы в ней икона Матери Божией плакала кровавыми слезами. Это видели многие сельчане. А в 1956 году ее разрушили и трое жителей построили из ее материала себе дома. В скором времени все поумирали.
     Отец Андрей, по воспоминаниям местных жителей, был очень добрый и умный. Он воспитал девять детей, из них двое сыновей стали священниками: о. Митрофан и о. Валериан. Во время репрессий они пострадали за Христа и были расстреляны в 1937 году. В данное время Тамбовская епархия собирает сведения об о. Митрофане для прославления его в лике святых. Место, где стояла церковь, окружают почти вековые сосны. Их посадил о. Андрей.
     Мы обошли вокруг церкви (ведь на небе она существует) и остановились, местные жители приложились к мощам и иконам и обратный путь сопровождали нас, участвуя в молитве. Господь сподобил каждого из нас поочереди пасть на колени под мощи и иконы, которые пронесли над каждым человеком во здравие души и тела. Слава Богу за все.
     Далее приятный путь через лес из сосен и берез, по мосту через реку Воронеж, в районный центр с. Доброе, где когда-то в 1910-х годах служил о. Митрофан, а потом в город Чаплыгин. Снежок припорошил крыши домов, ветви деревьев и купола храмов.
     14.20. Троицкий кафедральный собор стоял величественный и тихий в ожидании вечерней службы. Наступление вечера застигает нас у источника в честь чудотворной иконы Божией Матери «Тихвенской». По ступеням вверх идет путь в Пертропавловскую пустынь. В монастырской церкви о. Тихон и несколько человек работников (в храме ведут ремонт электрики) приложились к мощам. И вновь у источника паломники набирают чудесной целебной воды.
     17.20. Поселок Лев Толстой встречает нас горящими уличными фонарями и гирляндами, мерцающими в темноте. В храме Пресвятой Троицы идет ремонт и наряжают рождественские елки, две из которых возле алтаря уже в игрушках и огоньках. Отец Михаил просит прощения, что в этот раз встреча произошла без прихожан. Отец Михаил и отец Александр служат молебен Царю – Искупителю Николаю II и всем святым. Прикладываемся к мощам и иконам.
     19.10. Данков. Белым снегом высвечиваются в ночном мраке купола прекрасных храмов. Храм Георгия Победоносца, в мощевике есть частица святых мощей великомученика Георгия Победоносца. Внутри прихожане, все залито светом и теплом, у алтаря сияет огромная елка, украшенная к Рождеству Христову.
     Настоятель церкви о.Валентин и батюшки с нескольких соборов служат молебен всем святым, прихожане прикладываются к иконе Царя – Искупителя Николая II и к мощам – частицам святых.
     Для паломников организована царская трапеза: картошечка, соленые грибочки, помидоры, огурчики, варенье яблочное, земляничное, яблоки свежие и моченые…
     Один из прихожан поведал как в давние времена пришла молодая пара венчаться. Они не знали о том, что являются братом и сестрой и, когда им наложили венцы на головы, произошло чудо: венцы поднялись на воздух и воспарили на кресты. До сих пор над одним и над другим куполом храма возвышаются кресты с венцами.
     21.15. В десятом часу открывается панорама в свете прожекторов Илларионо – Троекуровского монастыря по своему величию и зелени куполов напоминает Афон. В столь позднее время архимандрит Иосиф с матушками и настоятельницей в храме радостно встречают крестоходцев и открывают благоухающие мощи Иллариона, поется величание преподобному Иллариону Троекуровскому Затворнику и паломники с благоговением прикладываются к святым мощам Троекуровского Липецкого чудотворца.
     23.30. Елецкий Вознесенский собор принял нас уставших чаепитием и устройством на ночлег в цокольном этаже, где есть алтарная часть и много икон и ниши со столами и скамьями, матрацами и коврами – огромное пространство крестильни.
     Утором, 4 января, снова чай с кусковым сахаром и крестный ход к Меланьюшке, в Знаменский монастырь, очень крутая лестница без перил. Взбираться по ней молитвенникам, вероятно, помогают Ангелы. Красивая колокольня реставрируется, а внизу есть уже освященные колокола. Существует предание, что зазвонят все колокола в Знаменском монастыре и Русь возродится. В церкви служил иеромонах Севостьян. Мы приложились к кресту. Могилка Меланьюшки покрыта белоснежным покровом, неподалеку сосна. Все напоминает о вечности. Каждый помазается маслицем из лампадочки. За чад молились тихо Богу.
     
     Мы видели какая сила
     Монашеской святой молитвы
     Незримо укрепляла нас
     Для будущей духовной битвы
     В тернистый путь, в нелегкий час.
     
     Нас попотчевали сытным обедом, монастырский вкус непередаваем.
     Когда спускались по лестнице стал падать снег. Огромные пушистые снежинки необыкновенной красоты, они напоминают нам о божественной любви.
     При выезде из Ельца попали на дорогу, ведущую в Боборыкино, пришлось возвращаться с молитвой «Да воскреснет Бог…» и царю Николаю II.
     13.15. Около села Чернава на холмах раскинулся заснеженный лес, привлекший взор своей сказочностью. Раньше здесь был город Чернавск, основанный в 1123 году, с пятью соборами, множеством населяющих его людей и необычайной природой. Здесь же родился в семье священника известный во всем мире святильник Феофан Затворник Вышинский – тезоименитый Богоявлению, 23 января 1815 года (10 января по старому стилю). В мощевике находится частичка его мощей, ощущение незримого присутствия святого в крестном ходу вызывает чувство счастья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, в котором служил его отец с Божией помощью восстанавливается. Голубые купола с золочеными маковками и крестами. В храме есть икона Пресвятой Богородицы «Утоли мои печали», которую написал свт. Феофан Затворник. Радушно встречает нас иерей Владимир и прихожане. Совместное участие в молебне и радость от нарядности Рождественской елки. Поражает одухотворенность Валентины Андреевны Купавых – поэтессы, инициатора чтений трудов свт. Феофана Затворника, Слава Богу в этом году он будет проводиться в седьмой раз. В 12 часов дня показалось солнышко, позолотило купола храма, порадовало всех своими лучиками и крестный ход направился к дому, где родился Феофан Затворник. Как хорошо должно быть здесь в летнюю пору.
     Снова попали в Орловскую область, город Ливны. Надо же, видим на улице идет батюшка, который участвовал в службе в г. Данкове в храме Георгия Победоносца, он показал нам как выехать к с. Волово.
     17.00. Село Ожога Воловского района, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с пределами в честь Николая Угодника и Архангела Михаила. Иеромонах Василий проводит внутрь по-царски убранной церкви, красного цвета с золотистой бахромой покровы и разноцветные лампады придают ей праздничный вид, очень красивые иконы, много вышито бисером.
     Очень жаль, что старец схиархимандрит Серафим болен, просим всех помолится о том, чтобы Господь дал ему сил и терпения нести этот крест. Когда писалась статья, 11 января старец почил о Бозе в 21.30. В это время у крестного хода замироточила икона «Державной» Пресвятой Богородицы. И мы поехали проводить в последний земной путь схиархимандрита Серафима. Было много пастырей, около 60 человек. Три епископа – Владыка Никон один из них. Притекло огромное количество народа. В 2-х этажном здании, где расположена келья схиархимандрита Серафима, на первом этаже есть домовая церковь в честь Феофана Затворника Вышенского, здесь молятся старушки живущие по-монастырски. Как великий дар приняли мы от них белый воздушный хлеб, который они испекли собственными руками.
     Село Бурдино совсем утонуло в сумерках. Внутрь храма не попали, прошли с крестным ходом вокруг храма Вознесения Господня, поговорили со сторожем и отбыли. Слушали песни иерея Олега Скобли, одна из них – «Колокола» о митрополите Иоанне (Снычеве) особенно тронула за душу.
     В 21.00. Усманский Успенский Кафедральный собор. Встречает нас настоятель о. Олег. Он служит молебен. Трапеза и устройство на ночлег.
     Здесь есть три иконы с Афона св. Николая – Чудотворца, Пантелеймона-целителя и Пресвятой Богородицы «Достойно есть». Именно этой иконе подарил двойную лампаду царь Николай II с дарственной надписью: «1896 года въ память священного коронования Николай II. 14 мая.»
     5 января завершающий день, праздник «Ченстоховской» Божией Матери. Ранний подъем, вычитывание утренних молитв и молитв ко Святому Причащению. К началу службы пришло много народу. Исповедовали сразу два батюшки: наш о. Александр и о. Георгий, затем о. Георгий начал служить Литургию, а настоятель храма о.Олег продолжил исповедовать. Причастившись Животворящих Тайн Христовых, преобразившиеся и восторженные участники крестного хода выслушали проповедь отца Георгия и направились в Богоявленский храм, где находится чудотворная икона Божией Матери «Корсунская». Прошествовав по Усмани о обойдя вокруг строящегося Богоявленского собора, мы пришли как раз во время Святого Причащения и икона «Корсунской» Богородицы замироточила и заблагоухала теплым ароматом. Люди с трепетом и благоговением поклонялись ей и прикладывали иконочки. Икона «Ченстоховской» Божьей Матери покрылась маленькими капельками благоухающего мира по всей поверхности. Так было явлено чудо. После обеда мы с благодарностью откланялись и отправились в путь. Читали акафист Пресвятой Богородицы «Корсунской». И снова засияло солнце в небе и сквозь расступившиеся облака ударили на землю прямые и широкие солнечные лучи и всеми цветами переливалась радуга – мостик от Бога к людям, Его Благая весть.
     Когда р. Б. Татьяна открыла книгу «Русская симфония» митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Иоанна (Снычева), на первой странице обложки была точно такая же картина. Это изумительно каково Божие произволение. Еще одно чудо – икона «Ченстоховской» Божией Матери обновилась: краски стали ярче и светлее. И вот храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Павловка Добринского района. Мы растаяли от увиденного Благолепия. Многочисленные великолепные иконы, украшенные изящную резьбою по дереву раки – все это своими руками сделал и написал нынешний правящий архиерей Преосвященнейший Никон, епископ Липецкий и Елецкий. Тогда, 16 лет назад, с 1975 по 1989 год, здесь он жил, молился, трудился над восстановлением храма, строил дом, выполнял благословение своего духовного отца Схиархимандрита Виталия. До сих пор существует его колодец с правой стороны от храма, со святой целебной водой, которую и нас Господь сподобил набрать. «Тебе Бога хвалим»…
     В темноте белел храм в честь иконы «Казанской» Божией Матери и св. пророка Божия Илии. Настоятель храма о. Алексий (Богодеев) встретил нас и собравшийся народ встал на акафист Божией Матери «Ченстоховской» с горящими свечами в руках. Сильнейшие громогласные голоса протоиерея Алексия и его сына иерея Алексия, а также причта поразили своей силой и благостию, а распевавшийся в это время молодой хор в отдельном помещении издавал эхо, создавая впечатление, что сами ангелы подпевают им.
     Замечательный Рождественский ковчежец и елки у алтаря ослепляют праздничным убранством и множеством света. Величание прозвучало уже совместно с молодым хором. Затем водосвятный молебен. О. Алексий окропляет всех благодатной водой и читает проповедь, искренне вливающуюся в сердца и души людей: о милости Божией ко всем, кто старается славить Бога, служить Ему верой и правдой и жить по Его святым заповедям. В прекрасной теплой трапезной нас угостили чаем с молоком, булкой с вареньем и мандаринами. Здесь занимаются и обедают обычно дети из воскресной школы. И елочка к Рождеству показует, что сам Христос объединяет Своей необъятной любовью и милостью всех нас, стадо Свое, и жалеет, и принимает каждую заблудшую овечку.
     В Липецк мы приехали поздно вечером с верой, что были услышаны наши молитвы об объединении и спасении православных народов Украины и России, что в сердца народов их населяющих войдет вразумление и жизнь пойдет по Божественным законам и наитию Божию.
     И как сказал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Да обратим слова мира и любви к людям, разделенным баррикадами враждующих». «Русский Патриарх – это символ национально-религиозного единства России, олицетворение ее духовной мощи, непрерывности ее исторического приемства, ее великого прошлого и не менее великого будущего. Только Царь – Помазанник Божий может сравниться с Патриархом по своей значимости державного строительства Святой Руси. Но сегодня у нас нет Царя. И Патриарший престол остался единственным мистическим центром, объединяющим вокруг себя Россию «земную» и «небесную», страждущую и торжествующую. Это ныне – единственная точка опоры для грядущего Русского Воскресения» – это слова митрополита Санкт–Петербуржского и Ладожского Иоанна (Снычева), который ратовал о единстве церкви как о залоге спасения России!

Н.ЗАМЯТИНА


на главную