БИТВА ЗА ЛИПЕЦК ПРОДОЛЖАЕТСЯ


      Враги нашей Родины-матери России в веках ведут войну с нами, Русскими. С небывалым размахом развернулась новая война, только кажущаяся сокрушительной. Она была развернута с небывалым размахом в последнюю четверть 20-го столетия и длится вплоть до сегодняшнего дня. Наши враги охамели до такой степени, что с целью геополитического расчленения наших пространств посмели утверждать, что земли Русские столь малы, что вполне могут уместиться в пределах Московского и Рязанского княжеств. Куда-там! Некоторые историки всерез утверждают что и Москва ранее была фино-угорская, а, может быть, чья-то ещё – только не Русская. Выходит Рязань и её города и веси – вот вам и вся Россия.

     Что касается Липецка то по их мнению он появился лет 300 с небольшим назад. Княжества Липецкого и несуществовало вовсе никогда, это всё домыслы.

     Зачем это надо нашими врагам? Чтобы стереть Россию с карты мира, а Русских, как, видимо, спьяну порешало мировое правительство оставить миллионов пятнадцать в качестве обслуги нефтепроводов и газопроводов, для рабского труда на самых грязных производствах. Недаром провозвестница такого взгляда, целенаправленно осуществляемого каждодневно и ежеминутно Маргарет Тетчэр в конце своего жизненного пути потеряла память и рассудок, как сообщают иностранные электронные СМИ.

     Но мы, Русские, всегда при Памяти. И помним свою историю, никогда и никому не позволим вторгнуться в наши пределы. Как утверждают Русские историки, и об этом свидетельствуют летописи, впервые Липецк упоминается в сводках в 1287 – 1293 годах. В Лавреньтьевском летописном своде имеются такие строки: «Липовический князь Святослав со своею дружиною» нанес удар на одну из слобод ханского баскака Ахмата. Орда отомстила князю и он, как продолжает летописный свод «ко царю не бежал, но остался еси на Руси, избыв в Воронежских лесах».

     Что произошло с Липецком тогда? Город был разрушен иноплеменцами до пепелища. Наверное, стратегически Святослав допустил ошибку, ввязавшись в битву один, не заручившись поддержкой князя Рыльского и Воргольского Олега.

     Ордынцы, как лютые звери уничтожали наших предков погибали и стар и млад: рубили им головы, сжигали заживо, издевались над их Верой православной, тиранили, стремились до корня извести народ Русский.

     Кто посмеет подвергать сомнению утверждение Н.М. Карамзина, написавшего в своем великом труде «История Государства Российского», например следующие строки: «Тамошняя гора (на коей во времена Петра великого стояла отменно высокая липа) а теперь называется Городищем, имя Липецкого леса и речки Липецка есть древнее. В летописи сказано, что князь липецкий ушел в леса Воронежские, а город Липецк, как известно, находится на берегу Воронежа».

     Более авторитетного утверждения, тем более написано ясно и просто, чем у Н.М. Карамзина у ученых историков прошлого не найти.

     Историк В.Н. Татищев также считал, что в Липецке в то время это город-крепость на сечевом стыке с Диким Полем, откуда вечно лезут к нам незваные гости».

     С.М. Соловьев в своей многотомной «Истории России с древнейших времен» не подвергает сомнениям факт существования наших Русских, Липецких земель.

     И именно он написал о том, как зверствовали татары на наших землях: « Вступая в неприятельскую землю, татары посылают передовые отряды, которые ничего не опустошают, но стараются только убивать людей или обратить их в бегство; за ними следует целое войско, которое, наоборот, истребляет все на пути своём. Если встретится большая река, то переправляются сидя на кожаных мешках, наполненных пожитками и привязанных к лошадиным хвостам!»

     И далее: «При осаде крепостей ( а Липецк был город-крепость – прим. авторов) разбивают стены машинами, бросая стрелы в осажденных, и не перестают бить и биться ни днем, ни ночью, чтоб не давать не сколько покоя последним, а сами отдыхают, потому что один отряд сменяет другой; бросают на крыши домов жир и убивают людей и потом греческий огонь, который от того; отводят реки от городов или наоборот, наводняют последние, делают подкопы; наконец, огораживают свой стан, чтобы быть безопасными от стрельбы неприятелей, и долгим облежанием предают последних к сдаче».

     Только не сдались наши предки липчане, как один сложили головы в битве с татарвой. Вот почему так долго нигде не упоминался наш город, уничтоженный врагом.

     Так был ли Липецк в XIII веке? Было ли княжество липецкое? Был ли князь Святослав Липецкий? Сомнений нет – и город был, и княжество, и князь Святослав Липецкий.

     О том же говорили П.П. Семенов–тян–Шанский, Д. И. Иловайский, дореволюционные историки. Так же считал выдающийся Русский историк советского времени академик Борис Рыбаков. И многие-многие другие историки и писатели. Василий Белов, к примеру, удостоенный недавно Президентом России орденом Почета. Юрий Бондарев, Михаил Алексеев, наш липецкий старейшина писательского цеха акдемик и казачий генерал-майор Сергей Панюшкин, Борис Шальнев, Василий Шахов, Владимир Петров. Чьи имена еще назвать?

     Противников истинного возраста Липецка столь мало, но их голос, к сожалению, тоже слышен. Их имена необходимо забвению предать. Так история Русская велит.

     Только возраст Липецка не ограничивается XIII веком. Границы времени определены дошедшими до нас летописями. И их сбережено не мало.

     Враги всегда стремились уничтожить летописи, хранимые в монастырях. Липецку – более тысячи лет. Липецк был и во времена хазарского ига!

     Заглянем в «Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона: «Липецк возник на месте другого города, существование которого относит предание к глубокой древности. Принадлежал и Курскому княжеству, затем был резиденцией князей».

     Пропск и Липецк – рядом. Вот что пишет в своей «Памяти» Владимир Чивилихин, досконально изучивший историю Руси, России и рассказавший о страшных событиях 1237 года, известных как разорение Рязани Батыем: «Мои предки по матери по отцу происходят с Рязанщины, из-под Пронска – они жили там с незапамятных времен, и я допускаю, что далекие их, а значит и мои пращуры встретили там самый страшный год в истории этого края, расположенного на границе со степью. Из всех русских земель удельное Пронское княжество и его население стали первой жертвой орды перед самой страшной зимой 1237 года», Это было «героическо-отчаянное но недолгое сопротивление в поле рязанских, пропских, ижеславльских дружин». И надо думать, что и липецких тоже.

     И.И. Дубасов, П. Н. Черменецкий нисколько не сомневаются что Липецк – древний город форпост на юго-востоке Киевской Руси».

     Б. А. Рыбаков: «Липецк – это один из немногих русских городов, где находится укрепление времен Киевской Руси».

     О чем говорят эти строки? О том, что возраст уничтоженного ордынцами Липецкого княжества равен более тысячелетней Киевской Руси.

     Но и этим временем не ограничивается история нашего города. Липецкие земли – некогда замки черниговских князей, разбивших хазар. Это земли вятичей, простиравшиеся от Чернигова до Доброго!

     У с. Гагарино на левом берегу Дона в Задонском районе была найдена стоянка древнего человека. Археолог С. Н. Замятин открыл её в 1926 году и отнес к периоду верхнего палеолита. Выходит люди жили здесь уже 30 тысяч лет назад. Село в 1732 году имело название Чернавский колодезь. Но стоянка древнего человека была в этом благодатном месте, в необозримое историческое время.

     Такие стоянки впрочем достаточно редки для наших мест. Кто жил прежде в наших местах? Если древнее гагаринское поселение не дает ответа. То более поздние поселения достаточно достоверно можно относить к фино-угорским поселениям. Вторая половина второго тысячелетия до н. э. Стоянки этих племен достаточно велики и были расположены прежде на территории нынешних городов. Липецк, Елец, Грязи, известных сел Конь-Колодезь, Ярлуково, Нижний Воргол, например. Или где-то рядом с ними.

     Славянские названия сел, городов, рек, древние, давно прижившиеся. Племена вятичей давно пришли на эти земли, освоили их, обзавелись поселениями, скотом, пашнями. Произошло это видимо в VII – IX веках, когда черниговские вятичи продвигались по благодатным черноземным землям всё далее на юго-восток, к границам Дикой Степи.

     О том, что топонимика Черниговского края и нашего достаточно близки, говорят такие названия:

Черниговских мест Нашего края
Жадово       Терновое,
(Жадово тоже)
(Липецкий район)
р. Снов  р. Снова
р. Воронеж р. Воронеж
р. Эсмань (две) р. Усмань
р. Воргол р. Воргол
Воргольские скалы
Елецкий монастырь г. Елец
р. Ельчик
Яблоневка Яблонево
р. Девица
с. Малая Девица
р. Девица
с. Лубни с. Сухая Лубна
р. Лубна
с. Куликовка с. Куликовка
с. Куликово
с. Дмитровка с. Дмитриевка (множество раз)


     Конечно, общие названия рек, как Снов (Снова), Воронеж, двух рек Эсмань (у нас Усмань), р. Девица не могут иметь случайные названия. Ясно, что в силу обстоятельств черниговцы – иначе говоря племя вятичей дошло и до наших мест.

     Оставили они свою топониму по пути продвижения в Орловской области, Курской, Воронежской (позднее), а значит и Липецкой. Так считают ученые

     Хазары. Кто это? Следуя теории Николая Гумилева: "Конечно же народы, отличающие себя от других, познавшие свою внутреннюю природу, развившие свои симпатии и антипатии, вычленившие этнические признаки и принципы, не могут в сжатом пространстве мира жить длительное время изолировано. Не позволяла этого и внешняя, часто агрессивная пространственная среда, зачастую более опытная, цивилизованная или прошедшая длительный исторический путь движеня по планете, усваивая многочисленные способы выживания в чуждой среде"

     Н. Л. Гумилев, по тем же принципам, отличает этносы и химеры. Последние это те народы, которые « проникая в чуждую им этническую среду начинают её деформировать. Не имея возможности вести полноценную жизнь в непривычном для них ландшафте, пришельцы начинают относится к нему потребительски. Проще говоря – жить за его счет. Устанавливая свою систему взаимоотношений, они принудительно навязывают аборигенам и практически превращают их в угнетаемое большинство. К примеру, именно с такой формой контакта – химерой – оказалась связана этническая история Хазарии. Маленькому хазарскому этносу, находящемуся в реликтовом состоянии, довелось испытать мощное вторжение еврейских мигрантов, бежавших в Хазарию из Персии и Византии» (Н. Гумилев «Князь Святослав». Наш современник, 1991г., №7, с.18)

     "Сам Каганат возглавлялся иудейской верхушкой, а военные операции правители Хазарии осуществляли руками мусульманских наемников," пишет он же в статье, опубликованной в журнале "Наш современник" № 7,1991 год, с. 144

     Сторонниками хазарского царя в это время, шел 968 год были ясы (осетины) и касочи (черкесы), занимавшие в X веке степи Северного Кавказа.

     Однако, как пишет Л. Гумилев, - преданность их иудейскому правительству была сомнительна, а усердие приближалось к нулю. «Примерно также держали себя вятичи – данники хазар». Стоит ли вообще говорить, что славяне жившие в пределах Оки – верхнего Дона могли оказать военную поддержку каганату?

     Сторонниками хазар было еще таджикское государство Самонидов, но положение резко меняется. В Средней Азии образуются исламские государства с крупными армиями. Тюрки Хорума (союзника Хазарии) более склонно к мессианству. Языческое население Волги было обращено в ислам «964 год застал Святослава на Оке, в земле вятичей. Война руссов с хазарскими иудеями уже была в полном разгаре, но вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, киевский князь не решился. Без излишних столкновений с вятичами русы срубили и наладили ладьи, а весной 965 года спустились по Оке и Волге и Итилю в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшем нападения врага между Доном и Днепром» – продолжает Лев Гумилев.

     Разобщенность ослабляло способность к сопротивлению перед лицом внешней угрозы. На севере опасность представляли варяги, на юге «козары или хозары, единоплеменные с турками». Хазары исповедовали иудаизм. Их иго, наряду с нашествием гуннов, можно считать наиболее тяжким для славян. В советское время официальная историография обходила вниманием эту тему по вполне понятным причинам. Особенно тяжкая участь выпала на долю вятичей, чье рассеяние начиналось на юго-востоке, на границе дикой Степи. По всей видимости, уже в VII –IX веках в лесных урочищах в районе нынешнего Липецка по правой стороне реки Воронеж находились их последние к югу поселения. К северу за Окой, расселялись кривичи, на восток, за тамбовскими лесами жила мордва, единоплеменная с уграми и будущими финнами.

     Н. М. Карамзин указывает место расселения хазар – западная сторона Каспийского моря: «Ещё с третьего столетия они известны по Арменским летописям: Европа же узнала их в четвертом веке вместе с гуннами, между Каспийским и Черным морем, на степях Астраханских. Аттила властвовал над ними, болгары также, в исходе V века; но козары, все еще сильные опустошали между тем южную Азию, и Хозрой, царь персидский должен был заградить от них свои области огромною стеною, славною в летописях под именем Кавказскую, и доныне еще удивительную в своих развалинах». Хазарский каганат с его главным городом – Итиль первое государственное образование к юго-востоку от Киевской Руси и племени вятичей. Крупные водные преграды – реки Волга и Дон не помеха для постоянных набегов с целью сбора дани с покоренных славянских народов.

     Хазары в VII веке заключают военно-политический союз с Византией, «дают многочисленное войско в помощь императору( который из благодарности надел диадему царскую на их Когана, или Хокана, именуя его сыном своим); два раза входили с ним в Персию, нападают на угров, болгар (волжских) <…> и покоряют всю землю от устья Волги до морей Азовского и Черного, Фанагорию, Босфор и большую часть Тавриды, называемой потом несколько веков Казариею». Заискивает перед каганатом Греция. В трудные времена цари греческие находят убежища в их станах» пишет Н. М. Карамзин, набирают себе стражу из рядов хазарских воинов.

     Грозный, свирепый враг. Разобщенным в междоусобице славянам он не по силам. И, когда в конце VII – начале – VIII веков хазары устремляются на север и запад первыми попадают под иго вятичей. Власть каганата признают над собой киевляне, северяне, родимичи.

     Тогда, как и в последствии, во все века необычайную остроту преобретает вопрос единства славян. Сколько бед можно было избежать, если оно действительно сложилось, приобрело общеславянский характер. Прошло двенадцать веков с той поры, но горький очевидный опыт ничему не научил наши народы. Вечная зависимость от внешних, чужеродных сил, которую мы в конце концов всегда сбрасывали с себя, чтобы снова устремиться в новые хорошо спрятанные сети. Вывод прост. Нет у славянских народов союзников, кроме тех народов, кто понял наше миролюбие, кто согласился вместе разделить тяжкую участь и поиск особенного, русского пути к лучшей жизни. Кто знает.

     Славян и Итиль отделяет с юга безбрежная тысячекилометровая Дикая Степь, заросшая с человеческий рост ковылем. Да и климат в то время, был куда умереннее – лесные массивы, полностью не выжженные кочевниками и еще не ждущими своего часа землепашцами, смягчают удары.

     Под ковылем и лесом лежит толстый слой центророссийского и украинского чернозема, дожившего до наших дней и загубленного наконец новым хазарским нашествием, опустошившем нашу древнюю Родину.

     Но вернемся в те времена.

     Как рассказывает Нестор-летописец, киевляне заплатив завоевателям по мечу с дыма заставили их призадуматься: «Мы будем данниками сих людей, ибо мечи их остры с обеих сторон, а наши сабли имеют одно лезвие». Легенда, но пророчески звучат её слова.

     Впрочем, что брать с бедных славян, промышлявших только звериной охотой? Дань не тяжела – беличья шкурка с дома (двора).

     На севере хазары имеют влияние на вятичей от верховья Дона в бассейне реки Воронеж до Оки, нынешних орловско-калужских земель. Поселения вятичей в районе Ельца (который возник спустя два века после хазарского ига) – конечно их данники.

     Горькая доля миновала, как пишет Карамзин, кривичей, которые размещались севернее Оки – от Пскова до Москвы ( в то время этих городов естественно еще не было).

     Однако сбылось и пророчество, славяне разбили хазар. В лето 859 года от Р.Х. летописец «Повести временных лет пишет: «Сперва властвовали, а после над ними сами самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день». (Изборник, ст.33)

     Ссылаясь на греческих путешественников посещавших славянские земли еще в VI веке Карамзин пишет: «Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми, и все без исключения были русые, подобно другим коренным европейцам».

     История Липецка – крепости. Иначе говоря враги из века в век уничтожают город. Но он вновь возрождается чтобы противостоять врагу. Это ясно как Божий День. И спорить по этому поводу бессмысленно, потому что нет таких авторитетов, которые смогли бы доказать обратное: «Нет Липецку не 300, а было время, когда собирались отметить…200 – летие Липецка, «танцуя» от указа Екатерины II, 1779 года. Это, как пишет Б. М. Шальнев, стремление «омолодить» Липецк. Зачем? Да затем, чтобы оторвать его от истории России и кому-то отдать.

     А вот что пишет С. П. Панюшкин в своем «Детинце»:

     « Креста на них нет! – бросит в сердцах бросят под час. Огорчение сие понимаю по-своему. И двояко: выкресты – формально крещенные мусульмане, евреи или язычники – креста не имеют. Крест… это тот крест, на котором распят Иисус? В возгласе «креста на них нет» в значении поступков, далеких о святости, от русского Православия. Крест… - крест жизни. Он и на лоциях, навигационных картах, обозначая страны света; крест жизни – крест судьбы, с неизбывными тяготами житейскими. А когда его нет, то жизнь легковесная, не глубинная, без смысла. У таких на добро человеческое взгляд не добрый. Главный грех – недобрые помыслы об отчизне, о России Богоносной. К таким я отношу тех, кому не дорого прошлое отечества, такие стараются сделать всех Иванами не помнящими родства. «Иван, не помнящий родства», - так заявлял беглый крестьянин или изловленный преступник. И надо же – эти недруги присали всё русскому люду. Извините, господа-недруги, не такие мы. Бывали в неволе пришельческой, а вытравить национальное не удалось. Не удастся и теперь. Не живать нам вне истории. А потуги, спланированные мировыми силами зла, тщетны. Русофобам не дано вытравить душу живу. Кто культивирует подозрение, жестокость, злобу. – нелюдь. На практике – это наскок, скажем, на попытку установить древность Тешева-Задонска.

     Да, мы пережили нашествия, междоусобицу, смуту. Этим пользуются недруги нынешние. К тому ж Институт Истории Академии Наук СССР не имеет карт соответствующих периодов… Какой простор для бессовестности при рассмотрении судеб городов!

     Для униженной России и провозглашение 1000-летия рассматривается как благое и великое…

     А до этого рубежа ее, России не было?! Киевский князь Владимир поступил мудро: отверг домогательство иудеев и католиков, принял Византийское христианство, религию, наиболее близкую по духу славянам, русичам. Дата эта – рубеж в выборе духовного пути. Явление сие эпохальное. Но зачем притягивать это событие к возрасту России?! Я повторял и повторять не перестану: до христианства люд росский не был глупее нас. Жил духовной жизнью языческих уложений, основанных на совести и нравственности, жил опытом веков, завещанных витязями, старейшинами родов и князьями; жил и украшал землю городами и поселениями, растил детей и хлеб, ковал железо и строил суда, торговал прибыльно… И была земля русская «украсно украшена».

     А теперь вновь вернемся к князю Святославу Липецкому Его имя упоминается не только в Лаврентьевской летописи, но и в Симеоновской, и других. Драматична судьба князя и его брата Александра, родственников Олега, князя Рыльского и Воронежского. Драматична она и потому, что мы, постепенно превратившись в Иванов – не помнящих родства упорно не хотим признать, что Липецк – в истории не молод. Его возраст – более 1300 лет. Не менее!

     И только постоянные погромы и разгромы, уничтожение русского народа, исстари жившего здесь и постоянно, различными способами уничтожаемого, включая методами психологического воздействия. И сейчас большинству из на не дают понять – Липецк на русской земле – вечен. Вечна и Русь, Россия. Россия – необоримая, несокрушимая, Богом хранимая.

     Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа – признай это как истину, если ты считаешь себя Липчанином, Русским.


Юрий Берников
Георгий Полковников

     P.S.«Русские идут!» еще не раз вернутся к теме подлинного возраста нашего Липецка.

на главную