В защиту Патриарха Алексия II
«Отцы! Сотворите Любовь!»

      1. Размягчающее влияние Афона

     «Милующее сердце всех любит и всем состраждет,
     и праведникам и грешникам»
                              Святой преподобный Исаак Сирин


     Неполезно жёсткому православному патриоту России ездить сегодня на Афон. Мягчаешь, раскисаешь от Благодати! Теряешь «верные ориентиры». Наш сосед, архиепископ Самарский Сергий часто бывает там, и после очередного приезда со Святой Горы становится такой мягкий и благостный, что все семинаристы подсовывают ему свои «зачётки» именно тогда!

     После Горы неизбежно становишься чуть-чуть другим. Добрее может быть. Милостивее. Более незлобивым, что-ли... Суровые взгляды вновь приехавших паломников там теплеют, их насупленные брови распрямляются, сильные и мужественные люди, они растерянно озираются по сторонам и с трудом осознают, что их волевой характер и стальные мускулы на Афоне никому не нужны и никому не интересны, а требуется от них там лишь только одно – Любовь! К Богу, к Его Пречистой Матери и к людям! Ибо Афон – Сад Пресвятой Богородицы! Там ясно ощущаешь, что ты уже не на земле. Да, ты ещё не на Небе, но уже и не на земле, а где-то посередине! Там за каждым поворотом, за каждым изгибом горной тропки тебя поджидает Чудо! Маленькое или большое – это кто сколько может вместить! На Святой Горе начинаешь лучше понимать, что действительно - "Бог есть Любовь". И ещё что "буква мертвит, а Дух животворит".

     2. Почему появилось желание написать эту статью

     «К несчастью, в наше время Мать-Церковь смущают многие:
     одни – образованные – ухватились за догмат умом,
     но не духом святых отцов.
     Другие – неграмотные – тоже ухватились за догмат, но зубами.
     Поэтому-то они ими и скрежещут,
     обсуждая какие-то церковные проблемы.
     И таким образом Церкви наносится вред больший,
     чем от врагов нашего Православия».
                              Старец Паисий Афонский (Эзнепидис,+1994г.)


     Наблюдая со стороны, а иногда в меру сил и участвуя, в православно - патриотической жизни России, с сожалением отмечаю плавное смещение тональности нашей полемики со Священноначалием в сторону всё большего ожесточения, даже озлобления. Справедливости ради, нужно сказать, что ситуация даёт к этому некоторое основание. Однако, должны ли мы поддаваться своим страстям и идти по этому шаткому пути?

     Скажу откровенно - мне не нравится, когда наш Патриарх поздравляет Берл Лазара и я не знаю почему и зачем он это делает…

     Мне не нравится, что Святейший в области глобализации оставил нас один на один с безбожной Системой и я не вижу признаков того, что он вскоре собирается встать на нашу защиту…

     Я не понимаю таких его слов как «политкорректность» и «толерантность» применительно к папистам и протестантам…

     Однажды я пытался обратиться к нему письменно. Видимых результатов – ноль.

     Короче говоря, я не в восторге от многих поступков нашего Патриарха, но я в ещё большем «не в восторге» от поведения его многочисленных критиков.

     А после недавней продолжительной поездки на Афон этот внутренний дискомфорт только усилился. Да и как ему было не усилиться, когда мне была предоставлена возможность воочию увидеть и услышать как ведут себя в похожих ситуациях афониты. Монахи – греки, русские, сербы, болгары, румыны, чей духовный авторитет для многих православно верующих людей непререкаем. И главное, что мне было там открыто – это их дух Любви.

     Греки вообще народ очень добрый и ласковый. Тем более, друг к другу. Ребятки из монастыря Эсфигмен мотают им нервы с 1973г., но афониты до сих пор раз за разом собираются в Киноте и в тысячный раз выносят им грозные предупреждения. Китайцы отдыхают!...

     Мы, русские – круче! И решительнее. Даже к своим. Был бы Афон в наших руках, думаю - через пять дней неприступные крепостные стены Эсфигмена (по вежливой телефонной просьбе из Синода РПЦ МП) штурмовала бы группа «Альфа». Или «Вымпел». В крайнем случае – МЧС с пожарными лестницами.

     Греки всё-таки помягче. Комичность ситуации с Эсфигменом подчёркивает случай с дорогой. Дело в том, что верхом «жестокости» греков к зилотскому монастырю является то, что Кинот демонстративно отказался финансировать строительство к ним хорошей автодороги от монастыря Ватопед – добирайтесь, мол, к себе как хотите, «подвижнички» противные!

     Патриарх Константинопольский - масон 33 градуса, а по некоторым сведениям даже член Мирового Правительства, шаг за шагом идёт на сближение с Ватиканом, а Святая Гора продолжает ежедневно возносить имя «Патриарха Варфоломеоса» на своих службах! И всякого, кто отказывается это делать, с Афона стараются побыстрее изгнать.

     Константинопольская Патриархия давно уже на новом стиле, а Афон при этом жёстко придерживается стиля старого. Монахи соборно пишут своему Предстоятелю письма, обличают его, грозят, но делают этот так ласково и уважительно, что Патриарх, когда их читает, рыдает от умиления. Святейший уже много лет боится нос сунуть на Афон, справедливо опасаясь, что ему там выскажут в глаза всё, что о нём думают, однако в архондариках (гостиницах) всех монастырей Горы вывешены его крупные цветные портреты. И постепенно мне становилось понятно, что никакой «принудиловки» тут нет – просто, несмотря ни на что, они его всё - равно Л-Ю-Б-Я-Т !

     Мои категоричные российские мозги долго не могли всё это уяснить, пока на собственном опыте не убедился в их гостеприимстве, теплоте и доброте. Греки мне там так много всего дарили и помогали, что поневоле на всю жизнь запомнил простую греческую фразу – «эвхаристо поли!» (спасибо большое).

     Любовь, терпение и способность прощать – вот то, чему многим из нас, новым русским, ожесточившимся и озлобившимся, нужно заново учиться у греков.

     Отснял там около 11 часов видеозаписей с беседами, но когда ещё смогу их смонтировать в фильм! А ситуация не ждёт. Поэтому принял решение аккуратно «выдернуть» из будущего фильма один - два вопроса и предложить их вашему вниманию.

     Но вернусь к России. Первый вал «ласковой и уважительной» критики обрушился на нашего Патриарха Алексия II сразу после экуменического саммита 2006г. в Москве. Не знаю, рыдал ли наш Патриарх от умиления, читая пришедшие на его имя мешки с письмами, но думаю, что нет.

     Добавило страстей его Рождественское послание 2007г. И уж совсем всё закружилось после визита во Францию в октябре 2007г. Сравнивая тональность афонских и русских писем, Патриарху Варфоломею можно только позавидовать!

     Перед вами - главный инструмент борьбы с Патриархом Алексием - 15 правило Двукратного Собора:

     ПРАВИЛА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО СОБОРА

     IХ-й Поместный, Двукратный 861г.


     «15. Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборанго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений».

     Собственно говоря, пример с отношением наших верующих к своему законному Патриарху – это только частный случай. Проблема стоит шире - нелюбовь. Нелюбовь к ближнему. Агрессивность и злость. И я далеко не первый, кто считает, что её причина – духовное безкультурье.

     Образовалось же оно из-за отрыва русских людей большевиками от исконных православных корней! Нашими мозгами и сейчас продолжает управлять всё тот же "жизнеутверждающий" комсомольский, р-р-революционный максимализм: «Кто не со Мною, тот против Меня». Но эти слова, по толкованию Феофилакта, епископа Болгарского, Христос сказал про бесов, а про людей Им сказано иначе: «Кто не против вас - тот за вас». Как говорится, «ощутите разницу!».

     Агрессии и нелюбви, впрочем, хватает с обеих сторон. И ничего удивительного здесь нет, потому что и многие из нынешнего Священноначалия и многие из православных патриотов в недалёком прошлом вышли из одной и той же пионерско-комсомольской организации, из одного и того же заводского партбюро. Сменили форму одежды, а нутро осталось почти неизменным! Примеров достаточно: за непринятие российских паспортов и ИНН в считанные часы безжалостно выкинули из монастыря десятки монахинь из Пайгарма и Б.Ковыляя (Мордовия), из петербургского Иоанновского монастыря на Карповке, из Дивеево, из Санаксара (тоже Мордовия). И это ещё не полный список.

     Настоящей бедой нашей является привычка воспринимать людское сообщество в чёрно-белом формате: "хороший-плохой", "свой-чужой", "умный-дурак", "талантливый-бездарный", "благочестивый-грешный". Категорично и жёстко. А то, что существуют полутона, существует серый цвет, мы знать не желаем. Между тем, в этом «сером спектре» пребывает 99% человечества. Кто-то сегодня - «очень духовный», а завтра, упав, совершит гадость. И сразу ломается примитивная чёрно-белая схема. И наоборот - закоренелый во грехах человек, покаявшись, может достигнуть святости. И происходят эти колебания по причине свободной воли человека и падшей его природы. Однако, некоторые наши православные патриоты этого знать не желают и раз и навсегда ставят на ком-то жирный–прежирный крест! Мол, безнадёжен.

     Вот об этом и статья…

     3. Минусы деятельности Патриарха

     «Истинная ревность о вере не может соединяться со злобой.
      Где злоба – там нет Христа, там внушение тёмной силы.
     Христианская ревность – она с любовью, со скорбью…»
                              Священноисповедник Афанасий (Сахаров, +1962г.)


     «Те, которые обличают других без рассуждения,
     находятся в духовном помрачении
     и, к несчастью, смотрят на людей как на пни или брёвна.
     Эти нарассудительные люди без жалости «обтёсывают» остальных, которые мучаются и страдают.
     Но при этом помрачённые «мастера кубизма»
     радуются тому, что из-под топора их обличений выходят ровные, обтёсанные под прямым углом люди-чурки».
                               Старец Паисий Афонский (Эзнепидис, +1994г.)


     Как у любого человека, в служении Святейшего есть сильные и не очень сильные стороны. Поговорим вначале о тех, которые "не очень"…

     - Членство в ВСЦ. До сих пор, по примеру Иерусалимской и Грузинской Церквей, РПЦ МП не вышла из генштаба мирового экуменизма – масонского Всемирного Совета Церквей. Период целования ручек Римским папам и «свидетельствования Православия» полуголым шаманам явно затянулся…

     - Экуменический саммит 2006г. в Москве. Инициатива конечно же не его, а мировой закулисы. Скорее всего, Святейшего лишь «убедительно попросили» всё это поддержать. Но ведь поддержал же!

     - Рождественское Послание 2007г. Патриарха. В нём он всенародно, открыто, с амвона озвучил все те же, побитые молью, экуменические тезисы, которые были выработаны на саммите 2006г. Тем самым, добровольно подставил себя под безжалостный, «кинжальный» удар в упор 15-го правила Двукратного Собора. Зачем? Для чего? Забыл, что это правило ещё работает?! Загадка…

     - Поездка во Францию 1-4 октября 2007г. Святейший посетил собор Парижской Богоматери, где в Его присутствии был совершен православный молебен перед Терновым Венцом Спасителя и гвоздём с Животворящего Креста Господня, которые хранятся в соборе. Затем архиепископ Парижский Андрэ Вэн-Труа предложил главе РПЦ благословить собравшихся в соборе верующих. Это событие дало серъёзную почву для критики Патриарха с позиций Канонического права Православной Церкви.

     - Недостаточно активная защита православного населения от глобализаторов – сатанистов. Что-то конечно, Патриарх уже сделал и делает, но этого так мало…!!!

     Недавно один известный русский старец сказал: «Молитесь, чтобы война была поскорее. Если войну Господь не даст – всю страну проЧИПируют!». Властям сегодня полностью развязаны руки для тотального глобалисткого шабаша – подходит к завершению госпрограмма «Электронная Россия», где конечным сроком «реформ» обозначен 2010г., большинство населения уже получило российские паспорта с оскорбительной для православного человека символикой – 666 и ИНН с той же самой символикой, плюс с заменой христианского имени на это бесовское число. Постепенно изымаются из оборота наличные деньги и происходит переход на банковские платежи через карточки, всем приходам Церкви и монастырям, вместо имён святых, икон Божией Матери присвоены те же самые бесовские номера ЕГРН. Есть сведения, что на Софринском заводе помечают все иконы микрочипом, якобы для предотвращения кражи, а в орнаменте украшения полей иконы присутствует звезда Давида и (или) пентограмма. Активно создаются ведомственные системы учёта – в здравоохранении, милиции, Пенсионном фонде, Сбербанке, чьи базы данных совместимы между собой и где человеку также присваивают вместо имени номер.

     Сейчас мы - на пороге нового глобалисткого витка: выдачи населению новых заграничных, а затем и внутренних паспортов с биометрией. А значит, с ЧИПом, а значит, с ИНН. Кстати, сами церковные адвокаты глобализма собственный ИНН получать не спешат. Например, диакон Андрей Кураев однажды в Киеве на этот вопрос откровенно заявил: «Я не дурак»!

     Кольцо сжимается, но что мы слышим из Патриархии? Ничего, что бы послужило нашей защите. Скорее наоборот. Большего рвения и усердия в нашем постепенном ЧИПировании, чем у нашего родного епархиального начальства, мы не видим нигде. Странно всё это. Сами же говорят, что «этот вопрос не церковный». Тогда зачем так усердствовать? Команду от кого-то получили? От кого? Даже безбожные госчиновники проявляют к нам подчас больше понимания и милосердия. Люди «барахтаются» сами – заваливают письмами всех и вся, пикетируют госструктуры, молятся, прячутся в подземные пещеры, уходят в секты, просто ломаются. А где же ОТЕЦ?! Ведь мы же его чада. Сомневаюсь, что Патриарх всего этого не знает. Тогда почему не помогает?!

     - Непонятное выступление перед нью-йоркскими раввинами в 1991 году. Это Обращение привело к тому, что в РПЦ сразу возникло течение «непоминающих». Многие же слабо утвержденные в вере христиане ушли «на страну далече». Народ церковный не получил тогда никаких разъяснений на соответствие выступления Догматам и Канонам Православия, а официального отказа от речи так и не последовало. Мало с чем можно сравнить смущение христиан. Большинство духовников утешали своих чад тем что, мол, текст, подложенный Патриарху, был провокацией против Его Святейшества, что он принес покаяние духовнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Кириллу (Павлову). По слухам, текст того выступления написал тогдашний референт Патриарха, диакон Андрей Кураев.

     - Поздравление Берл Лазара. В начале лета 2004г. Патриарх поздравляет главного хасидского раввина с днем его рождения. В этом послании "главному раввину России" сказано: «Досточтимый Брат! Сердечно поздравляю Вас с 40-летием. Отрадно видеть, что Вы встречаете расцвет телесных сил в качестве одного из ведущих религиозных лидеров России и всего СНГ. С глубоким удовлетворением хотелось бы отметить ставшее традиционным миротворческое сотрудничество между нами и выразить надежду на его продолжение. Желаю Вам крепости телесной и духовной, мира, радости и успехов в трудах на благо Вашей паствы».

     - Фактическая отмена Поместных Соборов РПЦ МП. В 2000г. на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ был принят и введен в действие новый Устав РПЦ с отменой Устава 1988г. Поддержавшие это архиереи превысили свои уставные полномочия и ввели в действие новый Устав без утверждения Поместным Собором. Собор постановил: «Принять исправленный и дополненный Устав РПЦ с последующим утверждением его на Поместном Соборе. Считать Устав вступившим в действие с момента принятия. В новой редакции Устава исчезла фраза о периодичности созыва Поместного Собора - «…один раз в пять лет». Таким образом, миряне, монашествующие и рядовое священство потеряли всякую надежду доводить свою позицию до Священноначалия на общецерковных соборах. Этим людям говорят, что в истории Церкви на Поместные соборы миряне никогда не приглашались, а все дела вершили архиереи. Однако, упускается из вида, что ранее общий контроль за церковной жизнью осуществляли Православные Цари – внешние епископы Церкви. При возникновении ересей именно они созывали все Вселенские Соборы, открывали и закрывали их заседания. Господь Бог в 1917г. лишил нас Православного Царя. После этого, по промыслу Божию, мирянам дано было право становиться членами Поместных Соборов РПЦ. Поэтому, участие мирян в современном Поместном Соборе могло бы стать несопоставимым подобием того благодатного надзора, который имел ранее над Церковью Православный Русский Монарх.

     - Коммерческая деятельность Церкви. Среди основных акционеров московского банка «Пересвет» значатся: ОВЦС МП, Смоленская епархия РПЦ и Калужская епархия РПЦ. Известно, что выдача кредита любым банком, в том числе банком «Пересвет» есть ссуживание денег под процент. И, хотя митрополиты не одалживают юридическим и физическим лицам денег под процент лично, однако осуществляют курирование, то есть высшее руководство деятельностью банка «Пересвет».

     4. Тональность критики,

     пример послания к Патриарху Варфоломею

     «Люди, освободившиеся от своих страстей,
     не имеют злобы и поэтому исправляют зло добром.
     Увидев где-то нечистоты, которые нельзя убрать,
      такие люди присыпают их чем-нибудь сверху,
     чтобы они не вызывали отвращения у кого-то ещё.
                              ;Старец Паисий Афонский (Эзнепидис, +1994г.)


     В этой главе я хотел бы затронуть проблему этики и корректности в общении с нашим Священноначалием. Выше я уже поделился с вами сведениями о том, как это дело обстоит у греков. А теперь, держа в памяти Афон, посмотрим на нас, на Россию и сравним. Что же мы видим, вернее, читаем в православно-патриотических СМИ? Я не касаюсь сущности их критики – «по делу» или «не по делу» идёт эта брань, а смотрю лишь на внешнюю форму этой «братской дискуссии» по-русски. Умышленно не буду указывать автора и давать ссылки. Думаю, вы мне и без них поверите, что я это не сам сочинил. И ещё. Комментируя эти «верноподданнейшие» письма, трудно удержаться от горькой иронии, извините. Итак, читаем…

     «…Православный народ – не быдло!»

     Письмо Патриарху: «…В среде апостолов был тот, кто предал Божественного учителя, не подобное ли совершилось предстоятелем Русской Православной Церкви при совместной молитве в католическом соборе?»

     Очень милый ряд: Патриарх и Иуда.

     Главное – с Любовью!..

     Окрик: «…Подобные неканонические действия со стороны епископа лишают его благодати Святаго Духа, и при отсутствии раскаяния, отсекают от древа церковного, как засохшую ветвь. Ваше Святейшество, куда мы идем?»

     И далее - как удар хлыста!!!

     «…Ваше Святейшество, Господь ждет Вашего раскаяния

      и обращения».


     Рубят «правду-матку» -

     тональность цехового партсобрания !!!

     «Открытое письмо Святейшему Патриарху

     всея Руси Алексию II.

     Ваше Святейшество, благословите!


     Благословились, и вперёд!...

     …Доныне такого позора и унижения Святая Русь еще

      не знала! …

     Где верность Святым Отцам?

     …Мы считаем общий молебен с католиками

     в Париже жесточайшим ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ…

     …Ваше молитвенное общение с еретиками-латинянами недостойно звания Патриарха Всея Руси.

     …Сообщаем Вам, что если Вы не покаетесь и подобное повторится, мы прекратим поминовение Вашего имени в своих келейных молитвах.

     …ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО! Православный народ – не быдло!»


     Песня, а не письмо! Недостаёт только елейной подписи – «Ваши смиренные послушники…»

      «В духе этого воззвания – проявился дух светскости и советскости, дух вчерашних пионеров и комсомольцев, для которых впитанные с детства в советских школах манеры поведения являются совершенно естественными, несмотря на то, что облеклись уже они в иноческие и священнические одежды. А духа рассудительности – главной христианской добродетели – в этом воззвании не видно. Представим, что может ответить Господь, прочитав это «обращение»? Не скажет ли Он нам, что мы и таких пастырей, и такого Патриарха, и такого государственного устроения, какое сейчас есть и при котором мы можем свободно строить Храмы и не таясь молиться в них, совершенно недостойны и вовсе не заслужили?»

      С.Чечаничев 9.11.2007г.


     И если даже правы те, кто упрекает Патриарха в ереси, то пусть, прежде чем метать в него стрелы ненависти, прочтут они безсмертные слова великого Светильника Русской Церкви, святителя Игнатия Кавказского (Брянчанинова): «Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее - молчаливым приветствием, смирением, любовию, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему. Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему».

     Иногда что-то новое и нужное лучше познаётся «на контрасте» - так доходчивее, наверное. Давайте и мы, наконец, поближе познакомимся с документами, которые, на мой взгляд, являются образцами православной этики и культуры…

     Выдержки из Заявления Священного Кинота Святой Горы Афон Вселенскому Патриарху Варфоломею

     Собрание представителей и настоятелей

     всех двадцати обителей Святой Горы Афон.

     Кариес. 17/30 декабря 2006г.

     протокол Ф 2/7/2310

     «Мы, святогорские монахи, чтим Вселенский Патриархат, в канонической юрисдикции которого пребываем. Мы с почтительным уважением относимся к нашему Всесвятейшему Вселенскому Патриарху Варфоломею и радуемся его достижениям и трудам на благо Церкви, содеянным ради любви к Богу. Упомянем, в частности, как среди неблагоприятных условий он твёрдо и неустанно отстаивает неотъемлемые права Вселенского Патриархата, поддерживает пребывающие в затруднении Поместные Православные Церкви и как заботится о том, чтобы голос Православной Церкви звучал по всему миру. Мы также чтим и Святейшую Элладскую Церковь, воспитавшую большинство из нас и уважаем её Блаженнейшего Предстоятеля. Однако события вокруг недавних визитов Папы на Фанар и Высокопреосвященного Архиепископа Афинского в Ватикан вызвали в наших сердцах глубокую печаль».


     Послание афонских монахов
     византийскому императору Михаилу Палеологу

     (Афонский Патерик, 1272г.)

     «…Мы ясно видим, что ты еретик, но умоляем тебя: оставь всё это и пребывай в том учении, которое ты принял и которое вверено тебе, зная, кем ты научен. Храни добрый залог и отринь несвятые новоучения ложного ведения, прибавляющего к вере догадки, да через тебя, с тобою и с советом твоим и мы со всеми христианами явимся в день пришествия Господня, как православные и Богу любезные, и сподобимся вечного наследия Царствия Небеснаго»

      Своё долготерпение к действиям Патриарха Варфоломея мои афонские собеседники объясняли тем, что они берут пример с самого Христа: как Он долготерпелив ко грешникам, так и мы должны быть к ним долготерпеливы. При этом Спаситель не отменял им угрозу наказания, а лишь отодвигал её. Гнев – плохой советчик и «…правды Божией не творит»! Как бы нам в запале страстей вместе с «грязной водой» не выплеснуть и «ребёнка»!

     Немного о существе критики

     Цитата в патриотическом СМИ: «В Византии…на предложенную унию согласились все православные церковные иерархи, кроме епископа Марка Эфесского. Он своим первым долгом счел необходимым направить всем православным христианам свое Окружное послание, в котором он предостерег верных Иисусу Христу православных христиан от сообщения с отступниками от Православия. Епископ Диомид… выступил с Обращением — посланием ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви, в котором указал на надвигающуюся катастрофу…»

     - Святитель Марк Ефесский написал именно Окружное послание, то есть к христианам лишь своей, Эфесской епархии, а не «ко всем верным чадам Святой Константинопольской Церкви». Разница существенная.

     Иногда, в полемике говорят, что во времена его стояния в Истине, Церковь сжалась до размеров его Эфесской епархии, то есть, он – и был Церковью. Но тогда этим людям нужно согласиться с тем, что в отличие от своих более поздних «коллег», святитель Марк Эфесский не призывал к созыву Поместного Собора Константинопольской Церкви. Таким образом, следуя примеру святителя, владыке Диомиду надо прекратить всякую публичную деятельность за границей Чукотки и сосредоточиться на окормлении лишь своей паствы, нимало не смущаясь возможных гонений. А мы, видя, что это – действительно последний островок Православия в России, будем на Чукотку ездить причащаться со всей страны.

     Логично? По-моему, да!

     О Париже: «…В Православной Церкви совместная молитва является вершиной духовного единства лиц, участвующих в молитве».

     - Насколько я знаю, такой Вершиной Церкви является Божественная Евхаристия и её пик - Чаша, а не просто «совместная молитва».

     Встретилась такая цитата: «На Архиерейском соборе 2004 г. Преосвященные Диомид и Ипполит, а несколько ранее и Высокопреосвященный митрополит Агафангел обращали внимание Священноначалия на неправильность выводов Синодальной богословской комиссии по вопросу глобализации. Подобная работа была проделана и в отношении экуменизма. Однако со стороны Священноначалия РПЦ не последовало никакой реакции. Поэтому можно смело утверждать, что Преосвященный Диомид использовал весь канонический резерв своих прав правящего епископа Чукотской и Анадырской епархии с той целью, чтобы обратить внимание Священноначалия на ошибочность занятой позиции».

     Перерыл весь отчёт о том соборе – ничего, подтверждающего эти слова, не нашёл. Может быть, плохо искал.

     Дым был. Огня не было!

     «Безусловно, СМИ, сообщившие, что было совместное служение, погрешили. Служения не было, потому что его Святейшество даже не облачался. Но возникает два вопроса: зачем было присутствовать на мессе, коль скоро это запрещено канонами? И второй - зачем служить в неправославном храме молебен в присутствии католиков? И то и другое является каноническим нарушением. Поэтому ваше смущение действительно оправдано. В то же время призываю вас к благоразумию, чтобы не отпасть и нам от Матери Церкви. >У многих ревностных христиан после таких падений иерархов возникает желание перестать поминать их и даже не молиться за них, потому что иначе как предателями Православия душа не желает называть их. Однако и по этому поводу собирались некогда отцы Двукратного Собора и предупредили нас, чтобы мы прежде Соборного осуждения не отступали от своих нерадивых епископов. За свои грехи они ответят сами перед Господом Богом.

     Вы спрашиваете, а что же делать нам? Конечно же, не молчать, но и не покидать Церковной ограды. Надо стараться здесь, в ограде Церкви, вести борьбу с теми, кто неправо использует свой сан. Это наша Церковь, это наша Родина и нам отступать некуда. Будем же стоять сами в Истине и стараться во всем исполнять заповеди Божии. Да поможет всем нам в этом Господь наш Иисус Христос, Ему же слава во веки веков. Аминь». Священник Александр Орлов.


     5. Места из Кормчей книги,
     которые в наши дни почти никто не соблюдает

     Правила святых апостол 49г.

     6. Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина.

     - Храмы строят, церковным бизнесом занимаются, депутатами избираются, даже… директорами совхозов.

     17. Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина.


     - Насчёт двух браков. Лично знаю такого священника.

     26. Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы.

     - Знаю бывшего иподиакона. Потом он женился и стал священником. Ничего, служит.

     54. Если кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет: да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостиннице отдыхает.

     - Насчёт питания священника в кафе или столовой – комментарии излишни. Разве они не люди?…

     Второй Вселенский собор, Константинопольский 381г.

     2. Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают Церквей; но, по правилам, Александрийский епископ да управляет Церквами токмо Египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных; также епископы области Асийской да начальствуют токмо в Асии; епископы Понтийские да имеют в своем ведении дела токмо Понтийской области; Фракийские токмо Фракии...

     - Обращение епископа Анадырского и Чукотского «ко всем верным чадам РПЦ МП».

     Четвёртый Вселенский собор, Халкидонский 451г.

     4. Истинно и искренне проходящие монашеское житие да удостаиваются приличныя чести. Но поелику некоторые, для вида употребляя одежду монашескую, разстраивают церкви и гражданские дела, по произволу ходя по градам, и даже монастыри сами для себя составлять покушаются: то рассуждено, чтобы никто нигде не созидал, и не основывал монастыря, или молитвеннаго дома, без соизволения епископа града. Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града, по необходимой надобности… Преступающему же сие наше определение, определили мы быть чуждым общения Церковнаго, да не хулится имя Божие…

     - Стало уже общим местом бурное участие монашества России в общественно-политической жизни страны. Хорошо это или плохо – не знаю. В Халкидоне посчитали, что плохо…

     Пято-шестой Вселенский собор,

     Константинопольский (Трульский) 553-681г.


     11. Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

     - Кошерную пищу вкушаем (знаем что нельзя, знаем о специальной маркировке, но даже и не смотрим на неё), с иудеями в содружество вступаем, у врачей-иудеев лечимся, в аптеках, им принадлежащим, «лекарства» покупаем.

     14. Правило святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, Если бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцатипяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется.

     15. Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен.


     - Эти два правила «устарели». Практически ни один архиерей не обращает на них никакого внимания.

     23. Никто их епископов, или пресвитеров, или диаконов, преподая пречистое причастие, да не требует от причащающагося за таковое причащение денег, или чего инаго. Ибо благодать не продаема и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Если же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие: да будет извержен, яко ревнитель Симонова заблуждения и коварства.

     - Современная практика совершения треб на дому совершенно исключает такой подход. Хотя, могут лукаво возразить: «Написано, что нельзя требовать - а мы и не требуем, люди сами нам дают!...»

     27. Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если же кто учинит сие: на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения.

     - Чрезвычайно обидно за наше духовенство и «квартирное» монашество (не монастырское), что стесняются появляться вне службы в соответствующем облачении, пренебрегают им. Одевают свою одежду только на службе, «в рабочее время»! И это при полном отсутствии гонений на веру и в окружении своего, единоверного, народа. Что же будет с ними, когда гонения возобновятся? Уподобятся греческим криптохристианам – став (по внешности) обрезанными муллами, а «в душе» оставшись «благочестивыми» батюшками?! Подумать только – какую бы гигантскую агитационную работу за Православие они бы УЖЕ выполнили среди неверующих, если бы все эти годы ежедневно и везде носили только священнические одежды! На мой взгляд, за это их зауважали бы даже иноверцы.

     24. Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх. И если кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да встанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отцев наших. Если же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен.

     51. Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творить и плясания на позорищи. Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго.


     - «Конские ристалища», «позорищные игры» и кривляния «смехотворцев» - всё это относится к современному телевидению и к прочей шоу-индустрии. Все ли православные патриоты расстались с этим?

     69. Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входить внутрь священнаго алтаря. Но по некоему древнему преданию отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхочет принести дары Творцу.

     - В православных алтарях сейчас замечены и католические «священники», и околоправославные губернаторы и прочие…

     70. Не позволительно женам, во время Божественныя литургии, глаголати, но, по слову Апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Если ли же чему научиться хотят: в дому своих мужей да вопрошают.

     - Здесь, как говорится – комментарии излишни…

     74. Не должно в местах посвященных Господу, или в церквах, совершать так называемые трапезы братолюбия, и внутри храма есть, и ложе постилать. Сие же творить дерзающие, или да престанут, или да будут отлучены.

     - Четыре года возил на автобусе паломников по святым местам и из своего личного опыта знаю, как на практике решаются вопросы размещения на ночь паломников.

     76. Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставлять, или иныя купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог, житием своим во плоти поучая нас, повелел не творить дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом. Посему если кто обличен в реченом преступлении: да будет отлучен.

     - Зайдите в ограду Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и посмотрите, как сегодня выполняется там это правило…

     77. Не должно священнослужителям, или причетникам, или инокам мыться в бане, вместе с женами, ни даже всякому христианину мирянину. Ибо сие есть первое нарекание со стороны язычников. Если же кто в сем обличен будет: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

     80. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения.

     - Думаю, фронт православных патриотов России, если бы это правило завтра снова «заработало», разом поредел бы процентов на 80!

     Седьмой Вселенский собор, Никейский 787г.

     8. Поелику некоторые из еврейскаго вероисповедания, блуждая, возомнили ругаться Христу Богу нашему, притворно делаясь христианами, втайне же отвергаясь Его, и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем, сих ни во общение, ни в молитве, ни в церковь ни принимать; но явно быть им, по их вероисповеданию, Евреями; и детей их не крестить, и раба им не покупать, или не приобретать. Если же кто из них с искреннею верою обратится, и исповедует оную от всего сердца, торжественно отвергая еврейские их обычаи и дела, дабы чрез то и других обличить и исправить: сего принимать и крещать детей его, и утверждать их в отвержении еврейских умышлений. Если же не таковы будут: отнюдь не принимать их.

     - Хотел бы я видеть хоть одного современного архиерея или священника, которые неукоснительно и жёстко проводили эту линию! И вообще, знаю, что благочестивые русские цари и Освященные соборы, по любви к своим братьям – крещёным евреям, желая не надломить их непосильной для них духовной ношей, запретили им и шести поколениям их детей становиться клириками Церкви! Этот запрет для них не снят до сих пор. Но он не соблюдается. Зайдите практически в любой храм или монастырь и визуально убедитесь в этом.

     16. Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Если же в том пребудут, подвергать их епитимии; такожде и употребляющих благовонные масти… Если обрящутся некие, посмеивающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются. Понеже, от древних времен, всякий священный муж довольствовался нероскошным и скромным одеянием: ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности…

     ПРАВИЛА АНКИРСКОГО СОБОРА I-й Поместный 314г.

     21. Женам, от прелюбодеяния зачавшим, и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением, возбранено было причащение святых тайн до кончины: и по сему и поступают. Изыскивая же нечто же более снисходительное, мы определили таковым проходити десятилетнее время покаяния, по степеням установленным.

     - Насколько мне известно, сейчас на исповеди всё решается намного проще…

     ПРАВИЛА НЕОКЕСАРИЙСКОГО СОБОРА II-й Поместный 315г.

     8. Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно: то он не может приити в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство: то он должен развестися с нею. Аще же сожительствует: не может касатися служения, ему порученнаго.

     ПРАВИЛА ГАНГРСКОГО СОБОРА, III-й Поместный 340г.

     14. Аще которая жена оставит мужа, и отыти восхощет, гнушаясь браком: да будет под клятвою.

     15. Аще кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к подобающему благочестию, но, под предлогом отшельничества, нерадит о них: да будет под клятвою.

     16. Аще некоторые дети, под предлогом благочестия, оставят своих родителей, наипаче верных, и не воздают подобающия чести родителям, да будут под клятвою. Впрочем, правоверие да будет ими соблюдаемо предпочтительно.


     ПРАВИЛА АНТИОХИЙСКОГО СОБОРА IV-й Поместный 341г.

     22. Епископ да не преходит во иный град, не подчиненный ему, ни в селение ему не принадлежащее, для рукоположения кого либо, и да не поставляет пресвитеров или диаконов в места, подчиненныя другому епископу, разве токмо по соизволению епископа тоя страны. Аще же кто дерзнет на сие: то рукоположение да будет недействительно, и он да подлежит епитимии от собора.

     ПРАВИЛА ЛАОДИКИЙСКОГО СОБОРА VI-й Поместный 364г.

     4. Посвященные не должны давати в рост и взимати лихву, и так называемые имиолии, то есть половинный рост.

     - Первое, что приходит в голову – московский коммерческий банк «Пересвет».

     25. Не подобает иподиакону раздавати хлеб, или благословляти чашу.

     - В наши дни после помазания на Всенощном хлеб раздаёт не то, что иподиакон, а просто бабушка, служащая в храме.

     31. Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти.

     44. Не подобает жене в олтарь входити.


     - В женских монастырях входят: чистят, моют, цветочки поливают, пылинки сдувают… В Дивеево сам видел.

     52. Не подобает в четыредесятницу совершати браки, или праздновати дни рождения.

     - Хорошо высказалась на этот счёт матушка Людмила Кононова. Рекомендую:

     «Пост Великий на Руси

     Катит свадьба на такси!

     Невдомёк молодожёнам

     В платья модно наряжённым

     Что, приняв земную плоть,

     В скорбный путь идёт Господь!

      ……

     Что ж, потом не голоси,

     Вольница шальная.

     Пост Великий на Руси

     Пятница страстная!»

     ПРАВИЛА КАРФАГЕНСКОГО СОБОРА, VIII-й Поместный 393-419г.г.

     44. Епископы и клирики да не позволяют детям своим отходити на свою волю, чрез отделение их от себя, аще не совершенно полагаются на их нравы и возраст: дабы в последствии грехи их не пали на самих родителей.

     45. Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами.


     - Оба этих правила почти об одном и том же. О том, что прежде, чем пытаться переустраивать мир – духовно или политически, нужно вначале переустроить в православном духе свою семью. Соделать её Домашней Церковью, Монастырём в миру. И только после этого, мы получим моральное право что-то предлагать Обществу. Все ли сегодняшние православные патриоты проделали эту важнейшую «подготовительную работу» в своих, Богом данных им, семьях? - Полководцы, проигравшие все свои домашние «сражения»! Или вам это скучно – «душа на простор рвётся», Родину спасать?! А разве Родина не с семьи начинается?

     ПРАВИЛА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО СОБОРА

     IХ-й Поместный, Двукратный 861г.


     6. Монахи не должны имети ничего собственнаго, но все им принадлежащее да утверждается за монастырем.… Ибо по вступлении в монашество, монастырь имеет власть над всем их имуществом, и им не предоставлено распоряжати ничем собственным, ни завещавати.

     - Существуют серъёзные основания утверждать, что это правило зачастую и многими не исполняется.

     Добавлю от себя ещё ряд сегодняшних отступлений:

     - Современные службы на приходах в сравнении с раннехристианскими нормами сокращены. Например, вслушайтесь в название – «Всенощное Бдение». Разве это бдение все-ночное? На мирских приходах оно только 2,5 часа и то вечером. Или другое название – «Утреня». Разве её служат утром? Нет, вечером. В первозданном виде сейчас служат только в афонских монастырях и в единичных монастырских обителях по миру.

     - Посреди Шестопсалмия, после третьего псалма, батюшки из алтаря к Царским вратам чаще всего не выходят и перед Богом-Отцом за падшее человечество, по прообразу Спасителя, не молятся. Следовательно, мистически, после трёх псалмов (Ветхий Завет), Христос – Спаситель в грешный человеческий мир не приходит, а остаётся у Бога – Отца (в алтаре). Радостного мало…

     - Получили развитие т.н. общие исповеди. Значит, мы спустились ещё на одну ступеньку вниз – ведь ранее даже индивидуальной исповеди наедине со священником не было. А кающийся выходил на амвон и, обращаясь ко всему храму вслух, громко исповедывал всем все свои грехи! После этого стоявший рядом священник накрывал его голову эпитрахилью и читал священную формулу. Представим это сегодня в нашем храме. Потянем?

     - Находясь за рубежом, посещаем католические капища, чтобы приложиться к раннехристианским святыням, уворованным когда-то крестоносцами из Палестины и Византии.

     - Читал в прессе, что в Италии православные, с разрешения католиков, служат православные литургии в католических храмах, на католических алтарях (пусть даже раннехристианских).

     - Если не ошибаюсь, то на одном престоле в алтаре может в один день совершаться лишь одна Божественная Литургия, а не две и не три как бывает у нас сейчас.

     - Таинства совершаются (порой) не в полном облачении. Ни разу не видел. чтобы батюшка крестил или исповедывал в фелони! А ведь положено! Вроде...

     - О крещении неполным погружением уже говорено много раз. Отговорок - миллион!

     - Священник, безупречно правильно накладывающий на себя Крестное знамение, сейчас большая редкость. Крестятся "сикось-накось"! Более причудливые и замысловатые телодвижения я видел только у греков-паломников на Афоне.

     - Согласно древним уставам, священство не стригло волосы и во время службы распускали их, а не завязывали в косички. Говорить об этом сейчас даже неудобно - "мелочи"!

     «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза

     и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».


     Мф.7, 3-5

     «…кто из вас без греха, первый брось на нее камень».

     Ин. 8,7


     Хочу быть правильно понятым. Все вышеперечисленные отступления современной церковной жизни перечислил не со злорадством и не в осуждение людей, эти отступления допускающих (со страхом и горечью вижу среди них и себя!), а лишь для того, чтобы сообщить две вещи.

     Как человек грешный и несовершенный, рассуждаю от своего ума так:

     1. Все ли православные патриоты, склонные к непоминанию Патриарха и осуждению его экуменического курса, сами соответствуют тем высоким критериям, которые предъявляет Святая Церковь каждому своему чаду?! Если соответствуют – флаг им в руки, пусть ругают Патриарха! Если же нет – то есть ли у них моральное право предъявлять претензии к Святейшему? Видимо, им нужно воздержаться от критики и заняться собой. Смотрите, ведь даже злобные фарисеи после известных слов Христа «…будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних» Ин. 8,9.

     2. Что же есть в нашей жизни каноны и правила церковные? Если идут «последние времена» и мир неуклонно и тотально деградирует, а их требования настолько высоки, что им не соответствовали даже многие ранние христиане (степень ревности которых к вере была несравненно выше нашей), а мы тем более. Зачем, в таком случае, они вообще нужны, если мы заведомо не можем большинство из них выполнить? Только в уныние и отчаяние вводить нас! Однако, подумалось другое.

     В этом изнурительном беге с препятствиями, под названием «земная человеческая жизнь», без стимула нельзя. Обязательно должен быть высокий, сверкающий Ориентир, к которому мы изо всех сил должны тянуться! Иначе, наша падшая человеческая природа, склонная к плотской лени и духовной теплохладности, откажется работать. Нужно стремиться к Идеалу и, по возможности, его достигать! А если не смог - Тот же Господь, Который оставил нам эти каноны – оставил нам и лекарство – Таинство Покаяния. Кайся, исправляйся и ковыляй по жизни дальше, хромая на обе ноги… И если я в этом прав то, значит, тогда не надо нам больше бить друг друга по морде «Апостольскими правилами», а всё должно быть как-то тише и спокойнее. И по возможности, с братской Любовью.

     В заключение этой главы - весьма поучительное послание владыки Исидора (Кириченко), адресованное почти нам и написанное почти недавно. Лично мне понравилось…

      «Уважаемые исследователи Церковных Законов и Писаний, наипаче же Талмуда!

     Не мыслите ли, что своим высокомудрием, искусно подбирая тексты из Священного Писания и Святых Отцов, вы лукаво вершите суд над Предстоятелем РПЦ Святейшим Патриархом Алексием II ?...

     Вы ждёте откликов от преосвящённых архиереев и надеетесь на союзников? Полагаю, напрасно. Священноначалие РПЦ достойно несёт спасительную миссию в условиях, можно сказать, «военного времени» и исповедует Христа Распятого, не забывая о распинателях.

     Помните, что в числе распинателей может оказаться и ныне любой, кто ставит себя выше, всех прочих. Кто, подобно евангельскому фарисею, бьёт себя в грудь и говорит: «Я не таков, как тот грешник…». Вам же до мытарева гласа: «Боже, милостив буди ми грешнику» - видно далеко. Мой вам совет. Читайте Святое Евангелие и не берите в руки Талмуд, он вам не полезен.

     Митрополит Екатеринодарский и Кубанский

     Исидор (Кириченко)

     01 февраля 2006г. г.Краснодар»


     6. Безупречная линия поведения владыки Ипполита (Хилько)

     «Надо избегать крайностей.

     С помощью крайностей проблемы не решаются.

     В старое время бакалейщик брал совком

     сахарный песок, крупу или что-то подобное

     и добавлял их на весы по чуть-чуть.

     Так он добивался точности, и весы приходили в равновесие. То есть он не швырял на весы

     и не забирал с них сразу помногу и резко.

     Обе крайности всегда мучают Мать-Церковь.

     И те, которые придерживаются этих крайностей,

     тоже страдают, потому что каждая крайность обычно

     больно колется своим острым краем…

     То есть духовно безстыдный, всё презирающий человек

     никогда не придёт к согласию с сумасшедшим,

     с зилотом, у которого глупая ревность

     соединена с узколобием».

      Старец Паисий Афонский (Эзнепидис, +1994г.)


     Анализируя события вокруг поминания - непоминания Патриарха, невольно обращаешь внимание на абсолютно безупречную и канонически выверенную линию поведения епископа Ипполита (Хилько).

     Епископ Ипполит (Хилько Алексей Алексеевич)

     Дата рождения: 10 мая 1955г.

     Дата хиротонии: 16 августа 1992г.

     Родился в г.Краматорске Донецкой обл. Украины. Окончил Славянский энергостроительный техникум и Харьковский политехнический институт. С 1979г. обучался в МДС, затем в МДА, которую окончил со степенью кандидата богословия. В Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество и в 1988г. направлен на служение в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. После возвращения, с 1989 по 1991г., исполнял послушание благочинного, впоследствии наместника московского Свято-Данилова монастыря. Увидев его однажды в Даниловом монастыре, старец Кирилл (Павлов) предрёк: «Вот, исповедник веры нашей идёт!»

     16 августа 1992г. хиротонисан во епископа Белоцерковского, викария Киевской епархии, назначен наместником Киево-Печерской лавры. С 22 декабря 1992г. - епископ Донецкий и Славянский, с 1994г. - Донецкий и Мариупольский.

     30 марта 1996г. Св. Синод УПЦ МП вынес епископу Ипполиту строгое предупреждение "за запрещения в священнослужении клириков, отлучения от Святого Причастия мирян". Была назначена синодальная комиссия во главе с архиепископом Черновицким Онуфрием (Березовским). 3 мая 1996г. епископ Ипполит запрещен в служении сроком на три года за перемещения клириков. По данным Синода – было около 200 перемещений, по данным епархии - около 20, при 189 приходах. После смещения епископа Ипполита в епархии появились приходы УПЦ КП и открылась униатская миссия.

     30 марта 1999г. назначен епископом

     Тульчинским и Брацлавским. 22 ноября 2006г. постановлением Синода УПЦ МП освобожден от управления Тульчинской и Брацлавской епархией и назначен епископом Хустским и Виноградовским. Решением Синода УПЦ МП от 14 декабря 2007г. освобожден от управления Хустской епархией и отправлен на покой.

     Ныне пребывает в Святогорской Лавре в Донецкой епархии на правах насельника (фото справа).

     В его шагах, даже самый ревностный оппонент владыки, не сможет найти ни малейшего повода для критики и обличения. Он не выходил с громкими призывами за пределы вверенной ему епархии, не обращался ни к кому с «открытыми письмами», тональность его критики Священноначалия корректна и подчёркнуто уважительна. Даже незаслуженные и несправедливые церковные прещения принимал он смиренно, «нимало вопреки глаголя» и, по – евангельски, подставляя под удар другую щёку. Оставаясь несгибаемым сторонником антиглобализма, он подчиняется церковной дисциплине, тихо и без шумных публичных акций переезжает туда, куда определяет ему Синод. Могут сказать: «Ну и что он добился? Сидит сейчас в своей келье монастырской на положении ссыльного!» По мирскому и безбожному – да, дело дрянь. Но не будем спешить с выводами, ведь по-прежнему непреложны слова Спасителя, что «…Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» Матф.3:9. И думаю, дело тут не в параличе воли архиерея, а в глубоком понимании им каноничной правильности именно такого стиля поведения. Судите сами. Перед вами - фрагменты его ответов корреспонденту газеты «Дух христианина»…

     «Святой апостол Павел говорит: «Вы, духовные, исправляйте такового - то есть малодуховных или бездуховных - в духе кротости» (Гал. 6, 1). Как это делать? Нужно в духе христианского смирения Богу молиться, а не от ума только действовать. Если только рассуждать об этом и не просить Бога в молитве о помощи, тогда ничего духовного не произойдет, никакой пользы не будет».

     «Бог, по милости Своей, пока еще терпит все эти богоотступнические шаги, но ведь Божие долготерпение тоже небезконечно... Думаю, нужно не спешить упреждать Суд Божий, раз Господь терпит: когда наступит полное отступление (а таковое, увы, может наступить), тогда Суд Божий исполнится непременно, потому что Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7)».

     «Существует в области церковной дисциплины - акривия - то есть жесткое решение вопроса, а есть икономия - терпеливое решение. Я не склонен утверждать, что в Париже была совместная молитва: сторонники экуменизма скажут, что у них нет литургического общения, поэтому это еще не совместная молитва, что у них нет единого текста молитвы и т. д. Тем не менее, нарушение состоит в том, что православные были в этом «храмовом здании». И это каноническое преступление порождает смущение в сердцах людей. Предвосхищать Суд Божий нельзя: ведь и при раковой болезни живет человек два-три месяца... и при этом не сразу торопимся его хоронить. Так и здесь, прежде всего, видишь, что брат согрешает, то если есть силы - помолись за него, укажи ему на его болезнь, а если нет сил - не суди».

     «…успех в борьбе определяется не внешней победой, а лишь стоянием в Истине до конца. А этот путь - путь молитвы и смирения. В этом заключается трудность сегодняшнего дня, потому что сила духа падает, а духовное невежество, то есть незнание и непонимание духовных законов - сплошь и рядом. В 2004г. я рассылал письма-обращения всем архиереям касательно глобализма и экуменизма. Я говорил о том, что необходимо прекратить запреты на служение священникам, которые не принимают ИНН: этого нет в канонах, это насилие над личностью. Тогда мне никто не ответил».

     «Возрождение России должно быть в духовном объединении, объединении в духе Святой Православной веры».

     «Сторонники экуменизма или глобализма иногда говорят по-православному, но в Евангелии сказано, что вы их слушайте, а по делам их не поступайте. И в суд не впадайте».


     7. Плюсы деятельности Патриарха

     Хочу коснуться положительной стороны служения нашего Патриарха. К сожалению, говорить об этом в православно-патриотических кругах сегодня стало почти дурным тоном. Однако, исхожу из того, что добро надо помнить. И по возможности, стараться быть объективным и справедливым. Итак, пока Святейший не сделал ничего необратимо греховного:

     - Не приступал на Литургии к единой Чаше с католиками, по крайней мере публично.

     - Не сменил Пасхалию.

     - Не перевёл Русскую Церковь на новый стиль.

     - Не приглашал папу Римского в Москву с визитом и даже не имел с ним личных встреч – ни с тем, ни с этим.

     - Осудил наглое создание Ватиканом в России католических «епархий».

     - Трижды официально призывал русский народ к Покаянию за грехи Богоотступления.

      Мы прислушались? Поддержали?!

     - Осудил НАТОвскую агрессию против православной Сербии и в разгар боевых действий совершил Свой Первосвятительский визит в Белград. Тем самым, продемонстрировав всему миру поддержку Русской Церковью единоверного народа Сербии и лично Патриарха Павла.

     - Решительно отмежевался от участия Священноначалия Церкви в странном захоронении в Петропавловском Соборе Санкт-Петербурга останков неизвестных людей, объявленных «царскими».

     - Прославил Святую Царскую Семью в лике святых – пусть не как мучеников, а как страстотерпцев, но всё же…

     - Прославил в 2000г. на Юбилейном Архиерейском соборе РПЦ более 2000 новомучеников Российских, пострадавших за Христа в период 70-летнего «большевисткого пленения».

     - При его правлении произошёл резкий рост количества монастырей, храмов, духовных училищ и семинарий, а также количества монахов и священства всех уровней. Восстановлены закрытые ранее епархии, возвращены храмы, появились и заняли достойное место православные СМИ, в т.ч и электронные.

     - Провёл решительное сближение двух частей единой Русской Церкви - РПЦ МП и РПЦЗ(Л)

     - Поднял на небывалую высоту авторитет Православной Церкви в обществе. Теперь, борясь за «электорат» во время выборов, даже самые упёртые масоны-атеисты вынуждены, скрепя сердце, лукаво играть православной терминологией. Приятно…

     - Последовательно отстаивает единство Русской Церкви на всём историческом пространстве Великой России – в Малороссии, Прибалтике, Молдове…

     - Принципиально и твёрдо относится к распространению униатства в Западной Украине.

     - Осуществил возрождение из небытия Храма Христа Спасителя.

     - Священство РПЦ при его правлении получило доступ и осуществляет духовное окормление во всех структурах госаппарата – по сути, восстановлено войсковое священство.

     - Целенаправленная и настойчивая работа Патриарха с властными структурами привела к тому, что в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (26.09.97г.) подчёркнута особая, историческая роль Православной Церкви в судьбе России.

     - Вывел клириков из непосредственного участия в политической жизни страны - запретил священнослужителям занимать должности в госструктурах исполнительной власти и избираться депутатами всех уровней.

     - При его поддержке получили развитие на федеральном уровне крупнейшие православные форумы, например, ежегодные Рождественские Чтения.

     - Благодаря его усилиям, Положение об отделении школы от Церкви сформулировано в форме, допускающей преподавание вероучения в общеобразовательных школах на факультативной основе. В частности, настойчиво добивается разрешения преподавать в школах «Основы православной культуры».

     - В октябре 1993г., узнав о событиях в Москве, Святейший Патриарх, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на Родину, чтобы попытаться снять угрозу кровопролития. В Даниловом монастыре, при посредничестве Алексия II, состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, которые, однако, не привели к соглашению. Пролилась кровь, и все-таки не случилось худшего — полномасштабной гражданской войны.

     - 5.11.90г. в обращении к согражданам, дал довольно откровенную оценку Октябрьскому перевороту 1917г.: «Семьдесят три года назад произошло событие, определившее путь России в двадцатом столетии. Этот путь оказался скорбен и тяжек... И пусть все минувшие годы один за другим встанут в нашей совести и будут нас умолять не платить человеческими судьбами за эксперименты и принципы политиков».

     - По его просьбе российскими властями Рождество Христово было объявлено выходным днем, и в 1991 г., впервые после 20-х гг., в этот праздник граждане России не принуждались к работе.

     Цитаты из выступлений Патриарха Алексия II:

     «…Мы должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная безкровная война, имеющая целью его уничтожить. В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, контрацептивов, который вызвал небывалый демографический кризис в нашей стране и невиданными темпами приводит к вырождению и вымиранию нашего народа». Епархиальное собрание г.Москвы 15.12.2000г.

     «…Мы не видим, чтобы кто-либо, кроме Церкви, всерьез противостоял этой смертельной угрозе. Это обязывает нас, духовенство, монашествующих, всех верных чад Русской Православной Церкви, бороться за спасение нашего народа, нашей страны, организовывать национальное сопротивление действиям, вызывающим нравственную деградацию молодого поколения россиян. Каждый священник должен считать своим священным долгом проповедь бескомпромиссного противостояния нравственному растлению. Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей. Мы не призываем к войне и погромам, но зовем на подвиг исповедания христианской веры перед лицом воинствующего зла». Там же, 15.12.2000г.

     «…Семья - это образ Святой Троицы. Отец, мать и дитя - три ипостаси единого по существу творения Божия. Адам от Бога, Ева от Адама, дети от них, а благословил размножение Сам Господь. Это должен знать каждый школьник. За 2000 лет исчезли многие народы, рухнули цивилизации, погибли миллионы людей, исчезли культуры и языки. Церковь же стоит и будет стоять до конца веков. Почему? Потому что она стоит на крови, жертве, подвиге любви Бога и людей, последовавших за Христом, которых мы называем столпами Церкви. А семья, эта малая церковь, разве не стоит твердо только на любви и жертве, на служении каждого целому? Конечно, это так. И этому тоже надо учить детей и подавать им в том пример, а не спорить до бесконечности о том, кто прав более другого. Церковь первохристианских времен победила мир любовью. Посмотрите, говорили внешние, как они любят друг друга». Там же, 15.12.2000г.

     «…Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметку о личном коде, а также какие-либо данные, неизвестные или непонятные владельцу документа. Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляла их вероисповедной и мировоззренческой свободы… Мы также считаем, что власть должна со вниманием отнестись к просьбам верующих, которые, заботясь о сохранении своей богоданной свободы, выступают против обязательного присвоения им идентификационных номеров».

                                         Итоговые документы одного из Архиерейских соборов РПЦ МП.

     «Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть, что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обезпокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком – не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов… Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе, и в публичной сфере».

                                         Сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы 2.10.07г.

     Следует также принять во внимание:

     - Его чтут абсолютно все восточные патриархи. Даже Патриарх Константинопольский.

     - Также, непонятна роль Федеральной Службы Охраны при Президенте России (ФСО) – то ли она Патриарха охраняет, то ли… конвоирует. К тому же, в православной среде крутятся упорные слухи, что ФСО, при охране высоких должностных лиц, часто использует тактику двойника. Говорят, применяют они это и в отношении Патриарха тоже…


Серюбин С.В.

      г.Симбирск (Ульяновск)
     
     15 октября 2007г. - 09 марта 2008г.



Использованы фото автора, а также из газеты "Дух христианина" и сайта "Седмица"



на главную