ФЕОФАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

      Феофановские чтения в Чернаве начались с… Липецка. Известный Липецкий краевед член Союза писателей России Александр Яковлевич Яблонский (светлая ему память). Он рассказал мне, что в Чернаве родился великий святитель Феофан (Вышенский) Затворник. И дал мне Его икону. Покажите, мол, своим землякам. В очередной приезд к маме я сходила в Никольскую СШ № 1 имени Героя России Н. Д. Козьякова и сообщила учителям о такой радости. Местный фотограф А. Марченко увеличил иконку Феофана, сделал большую икону, освятил её в нашем, строящемся тогда Покровском храме и подарил школе… Педагог-психолог, ныне она директор Никольской СШ № 1 и я предложили попробовать рассказать детям на день рождения Феофана 23 января, о Его жизни и творчестве, о Его письмах, заветах и назиданиях. Взяли благословение в Ожоге у батюшки Серафима (царство ему небесное) и вот уже такие чтения в этой школе № 1 – прошли 23 января 2008 г.

     В Феофанофских чтениях принимают теперь участие и сами школьники и педагоги: И. Н. Агапова, Н. В. Чечёткина, Л. Ф. Пешехонова, В. В. Аносова, Е. В. Паршина, Т. А. Халяпина.

Феофановские чтения на Чернавской земле –
Родине Учителя Чистоты Св. Феофана Затворника

      Мероприятие открывает Кирюхина Надежда Александровна, директор МОУ СОШ № 2 с. Чернава.

     Выступление директора Никитской СШ №2 Надежды Александровны Кирюхиной, отличника народного образования: «2008 год объявлен нашим президентом В. В. Путиным Годом Семьи. Это говорит о том, что обществом, властью, государством востребован институт семьи. Российская семья сильна общественным духом, крепка родными связями. Именно, в семье должна брать свои истоки нравственно-христианская культура.



Покровская церковь села Чернава в которой  в конце 19 начале 20 веков работал священником  родитель Св.Феофана Затворника (Вышенского) благочинный Василий Тимофеевич Говоров. Церковь возрождена на частично сохраненном фундаменте с колокольней и освящена Преосвященным Владыкой Липецким и Елецким Никоном 12 августа 2007 года.

     Первыми феофановскими чтениями сегодня в нашей школе мы открываем Год Семьи, отдавая дань уважения Великому Святителю, нашему земляку Феофану Затворнику (Вышенскому). Сила духа учителя чистоты, да поможет нам связать духовно поколения русских людей прошлого и настоящего на основе Веры и Надежды, Мира и Добра.

     Продолжает мероприятие Анисимова Татьяна Евгеньевна, педагог дополнительного образования.

     23 января весь православный мир склоняется перед памятью нашего земляка Феофана Затворника. Он был духовным руководителем многих тысяч русских людей. Велико и то огромное духовное богатство, которое оставил он в виде своих, поистине драгоценных, письменных творений. Эти письменные творения представляют собою ценное руководство подлинной духовной жизни. Советы Феофана Затворника актуальны и сейчас.

      Сегодня мы впервые в нашей школе проводим Ферфановские чтения. Тема: «Духовность – норма человеческой жизни».

     Эта тема особенно остро звучит в нашем современном обществе, т. к. духовность становится большим дефицитом. Утрачивается вера в высший смысл жизни, интеллект перестает быть достоинством человека, и преобладают стяжательские интересы. В обществе притупляются лучшие качества, такие как сердечность, искренность, сострадание. Современная «культура» забыла о самом главном своём предназначении – об идее совершенствования человека, его духа.


Глава Измалковской районной  администрации В.Е. Казьмин благодарит чернавцев за участие в возрождении Покровской церкви. Справа: Преосвященнейший Владыка Липецкий и Елецкий Никон. В центре: Генеральный директор АОА «Энергия» г. Ельца, депутат областного совета  В.А. Архипенко, строительный коллектив которого завершал начатое И.А. Леденевым  строительство нашей церкви, ее купалов и внутреннего убранства. Слева батюшка Владимир - нынешний настоятель Покровского храма.
12 августа 2007 года

     Когда-то Святитель Феофан предупреждал: «Господь накажет Россию Западом». Следствием этого стало забвение своих традиций, корней, своего прошлого, своей культуры приводит к повышенной агрессивности, депрессиям, потери смысла жизни. А чтобы избежать такого состояния души, нужно стремиться к духовности. Феофан Затворник писал: «Кто живёт духовно, того и одежда, и походка, и слова, и дела, вообще всё приносит пользу слышащим».

     Следует помнить, что духовность – это высшие наши ценности: свобода, любовь, нравственность, творчество, вера. В каждом человеке самой природой заложено стремление к творческому процессу и создание духовных ценностей.

     Начнет разговор о духовных ценностях Игнатова Нона Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе.


Чернавский ковчег, выступление которого подготовила О.В. Брежнева, руководитель воскресной школы при храме.

     Мы живем в удивительное время. Нас окружает большой мир, наполненный разными событиями, происходящими в разных местах нашей планеты. Каждый день приносит нам что-то новое, мы постоянно задумываемся о будущем, мечтаем о счастье, стремимся быть достойными гражданами. И в то же время, каждый из нас не может не видеть, как низко пал уровень духовной культуры людей, сколь безнравственны и подлы порой их поступки. Я думая, что не случайно сегодня остро стоит задача возрождения духовной культуры. Реанимация воздействия нравственных (духовных) ценностей, созданных человечеством за многовековую историю своего развития, сейчас крайне необходима. Так что же мы понимаем под выражением «духовные ценности».

     Духовные ценности – это прежде всего творения, относящиеся к самому человеку и осмыслению его роли, места и назначения в окружающей природе. Они представлены тремя большими областями духовной культуры: наукой, этикой и эстетикой; особую сферу представляет религия.


Феофановские чтения в Никитской средней школе №2 с. Чернава.
25 января 2008 года

     Наука есть вечное и бесконечное движение к истине. Она заключена в произведении ума и рук человеческих, в языке, культуре, в образе жизни, обществе. Однако единства во взглядах на мир в современной науке нет.

     В процессе совместного проживания людей сформировались формы их целесообразного, культурного поведения и взаимодействия, закрепившееся в нормах общественной морали. Эти нормы образуют область человеческой культуры, называемую этикой. Этика и отвечает на вопросы о смысле жизни.

     Русский философ А. Ф. Лосев рассуждал так: «То, что рождает человека, и то, что поглощает его после смерти, есть единственная опора и смысл его существования. Было время, когда этого человека не было; и будет время, когда его не станет. Он промелькнул в жизни, и часто даже не заметно. В чем же смысл его жизни и смерти? Только в том общем, в чем он был каким-то переходным пунктом. Если бессмысленно и это общее, бессмысленна и вся жизнь человека. И если осмысленно оно, это общее, осмыслена и жизнь человека. Но общее не может быть для нас осмысленно. Оно – наша Родина. Значит, жизнь и смерть наша не пустая и бессмысленная, жалкая пустота и ничтожество, и слабость, и наше человеческое ничтожество и сила. Гибнет моя жизнь, но растет и крепнет общая жизнь, поднимается и утверждается человеческое спасение; и страдание, слезы и отчаяние в прошлом залегают как нерушимый фундамент для будущей радости».


Благословил  Феофановские чтения отец Владимир (Лизунов)

     Кроме сознания и нравственного чувства человек обладает эстетическим восприятием и отношением к окружающему: нравится – не нравится, красиво – безобразно, гармонично – дисгармонично. Эстетическое восприятие окружающего мира во многом определяет отношение человека к жизни.

     Итак духовность – это совокупность нравственных, эстетических и интеллектуальных идей, которые выражают сущность человека как высшего существа в природе.

     Важно отметить, духовное наследие России неотделимо от религиозной культуры. Религия дает свои ответы на вопросы о смысле жизни, предназначении, нравственном поведении и образе жизни человека.

     Ведущий (Анисимова Татьяна Евгеньевна).

     Становление духовных ценностей закладывается в первую очередь в семье. Как сказал известный философ Ильин: «…Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течении всей своей жизни духовным представителем отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейногосчастья».


Организаторы 9-х Феофановских чтений в Никольской средней школе №1. с. Чернава
директор школы А.К. Пешехонова и завуч М.А. Похиляк, 23 января 2008 года

     С докладом: «Традиции русской семьи, мудрость народного воспитания» выступит Дядищева Маша, ученица 11 класса Никитской СШ № 2

     В течении многих веков высшим смыслом жизни русского человека было создание семьи, рождение и воспитание детей. Семейные отношения имеют свои особенности в крестьянской среде. Русская деревня была сильна своими коллективистскими традициями, хранителями которых были община (мир) и семья.

     Народом семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни. Семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, она была носителем глубоких традиций, связывала человека с окружающим миром, хранительницей коллективного опыта.

     По православным понятиям, семья являлась «малой церковью», то есть призвана была соблюсти основы христианской жизни каждого своего члена, «…семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовную религию, национальную и отечественную традицию. Из этой семейной традиции и благодаря ей возникла вся наша индоевропейская и христианская культура – культура священного очага семьи: с её благоговейным почитанием предков; с идеей священной межи, огораживающей родовые могилы; с её исторически слагающимися национальными обычаями и нарядами. Это семья и создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. И сама идея «родины», лона моего рождения, и «отечества», земного гнезда моих отцов и предков, - возникла из недр семьи, как телесного и духовного». (И. Ильин).


Гости Феофановских чтений представители Пятницкой и Денисовской школ, а также ветераны- педагоги Г.Ф. Агеев и Е.В. Паршина.

     Для народа семья – важнейшее и непременное условие жизни каждого человека. Холостой образ жизни считали странностью. Мужчину, не создавшего семью не воспринимали всерьёз, в глазах односельчан он был не полноценным человеком. Если только он не собирался посвятить свою жизнь Богу, т. е. стать монахом.

     Без семьи не возможно не только полноценное хозяйство, но и воспроизводство рода, а значит, оба основания традиции. Содержащиерелигиозно-культовую подоснову, культ рода и земли, не реализуется. Человек остается не только вне социальности, но и вне религии.


Благодарные свечи и цветы нашему земляку Святителю Феофану Затворнику.

     Признание роли семьи крестьянами в нравственном и материальном благополучии отразилось в многочисленных пословицах. Приведу некоторые из них:

     Холостой – полчеловека.

     Семейная каша погуще кипит

     Семейное согласие всего дороже.

     Девушки боялись остаться одинокими «старыми девами». Хотя и за мужем зачастую жизнь была нелегкой. Девушки гадали на женихов и молились покровителям свадеб. На Покров (14 октября) девушки просили: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, а меня, молоду платком». Девушки веря в силу Покрова содействовать брачному союзу, рано утром бежали в церковь и ставили свечу в честь праздника. Известно поверье: та, что раньше поставит свечу, раньше и замуж выйдет.


Зал слушает рассказ А.К. Пешехоновой о всех важных вехах учебы, жизни и затвора святого Феофана Затворника, его духовных произведениях и заветах.

     К детям на Руси всегда относились с любовью, нелюбимых детей русская древня не знала: детей много бывает, а лишних нет. Привсей любви к детям их воспитывали в строгости. Крестьянская нравственность, нормы поведения требовали абсолютного, безусловного уважения детьми родителей на протяжении всей их жизни. Дети не могли противоречит родителям. Даже взрослый сын уже имевший семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу. Власть родителей на дочерей до их выхода замуж. Ни сын, ни дочь, не покидали родительский дом по своему желанию.


Дети и педагоги Никитской школы.

     О роли покровительства родителей над детьми Святитель Феофан писал: « …Пища, одежда, кров – это хоть не малое, но не главное. Главное есть обезопасение от неприятностей вовне. Орлиные крылья покрывают вас. Клюв орла и когти его готовы на поражение всякого, кто покуситься причинить вам оскорбление или неприятность. Это благо ничем незамиенимо. Как только орла порывающего Вас, не станет, так заклюют Вас. Теперь приступа никому нет, а тогда все набросятся. Сколько велик ужас беззащитности, Вы вообразить себе не можете, ибо не испытали. И не дай Бог испытать его. Есть защита? Берегите её и не порывайтесь из-под нее».

     Особое значение всегда предавалось родительскому благословению, знали: родительское слово на ветер не молвится.


Работники Чернавской библиотеки подготовили детям в подарок высказывания Святого Феофана Затворника о духовной жизни и нравственном воспитании человека.

     Если проанализировать свою жизнь, жизнь близких, друзей, то можно убедиться, что дела, поступки, совершенные вопреки родительской воле, без родительского благословения, редко бывают успешными.

      Из древне верили в особую значимость, действенность, силу молитвы за детей.

     Мать, проводившая своего единственного сына в армию, однажды почувствовала необъяснимую тревогу, тоскливое беспокойство. Позвонила друзьям, родственникам: «Помолитесь за Васю». Сама пошла в храм, истово, горячо молилась за сына… Через какое-то время узнала, что была подорвана машина, на которой ехал её сын с боевыми товарищами. Он единственный раненый остался в живых…В народе говорят, что молитва матери со дна моря достанет. И.Н. Агапова - директор Чернавской библиотеки, неоднократный  и активный участник Феофановских чтений Никольской и Никитской школ.

     На Руси дети воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоподдержки: «Передний заднему мост». У старших формировалось ответственное отношение к младшим, они получали навыки воспитания, а младшие подражали старшим. Заботливые, внимательные отношения в здоровой семье сохранялись между детьми всю жизнь.

     С раннего детства детей приучали с уважением относится к старшим: «Старших и в Орде почитают», «Не смейся над старым, и сам будешь стар». Совета просили у мудрейших, а почитали – всех старших.

     Самыми верными и надежными воспитателями в семье были дедушка и бабушка. Воспитательное влияние на внуков подкреплялось культом предков, безусловным исполнением их заветов, обычаев, традиций: «Как родители наши жили, так и нам велели».

     Известный русский философ И. Ильин писал: «…из духа семьи и рода, из духовного и религиозного осмысленного приятия своих родителей и предков родится и утверждается в человеке чувство собственного достоинства, эта первая основа внутренней свободы, духовного характера и здоровой гражданственности. Напротив, презрение к прошлому, к своим предкам и следовательно, к истории своего народа порождает в человеке безродную, безотечественную, рабскую психологию. А это означает, что семья есть первооснова Родины». Е. Унжакова и М. Колесникова говорят об особом пути, в том числе и в зарубежьи, Учителя Чистоты, Св. Ф.Затворника

     Ведущий.

     Феофан Затворник считал, что «Человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать все душевное, а тем паче телесное, - а за ним и все свое внешнее, то есть жизнь семейную и общественную. Се – норма».Далее Святитель Феофан пишет: «Духовность есть норма человеческой жизни и что, следовательно, бывая духовным, он есть настоящий человек».

     Феофан Затворник был подвижником веры и благочестия, оказал глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.

     О жизни и творчестве Феофана Затворника нам сообщит Колесникова Елена.

     Феофан Затворник (в миру Говоров Георгий Васильевич) родился 23 января 1815 года в селе Чернава. Его отец благочинный Василий Говоров был священником в Покровской церкви. Помимо Георгия у Говоровых было еще три сына и три дочери.

     Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отдали в Ливенское духовное училище. Закончив его с отличием, поступает в Орловскую духовную семинарию, а затем в Киевскую духовную академию.

     В 1841 году Георгий Говоров получил степень магистра и принял монашеский постриг под именем Феофана. Совсем еще молодым он назначается ректором Киево – Софиевского духовного училища. Талантливого воспитателя и педагога не могли не заметить. Феофана переводят в Петербургскую духовную академию на должность бакалавра кафедры нравственного и пастырского богословия. Он не только читает лекции, но и сотрудничает в газетах и журналах, впоследствии его статьи лягут в основу книги «Путь к спасению».


Трапезная на Большой Горе вблизи Выше, бывшее здание имения князя Нарышкина, Рязанской области

     1847 год – особый в судьбе Феофана: он направляется с русской духовной миссией в Палестину. Шесть лет он там неустанно трудится, учит языки, вчитывается в древние рукописи книгохранилищ Афона. Эта работа и служение были прерваны в начале Крымской войны, когда Русская духвная миссия отзывается в Россию. Феофан возвращается в Петербургскую духовную академию, однако через несколько лет, как большой знаток Востока, едет в Константинополь. За свои труды он возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Посольской церкви в этом древнем городе.

     Там была непростая обстановка, возникшая из-за конфликтов между греками и болгарами. По поручению Синода Феофан изучает причины распри, его отчет сыграл свою роль в объяснении истоков вражды. В Константинополе энергичный архимандрит успевает исполнять свои и пастырские обязанности, и заниматься литературной деятельностью, и открыть госпиталь для русских матросов и паломников.


Мощи Феофана Затворника в Свято- Успенском женском монастыре в Выше.

     После долго отсутствия на Родине Феофан приезжает вновь в Петербург. Его назначают ректором духовной академии. Ему чуть больше сорока, однако он хорошо известен не только в церковных кругах. Его публицистику читают многие, поскольку она содержит мысли о путях прогресса, о справедливом распределении материальных начал. Он озабочен тем, что «современный дух мира, общества» есть «дух вражды на Бога», что люди холодны и равнодушны друг к другу. Феофан признает, что внешние (социальные, экономические) формы жизни требуют перемен. Но прогресс связывает, прежде всего, с нравственно-духовными изменениями в человеке. Все эти взгляды изложены в книгах «Что есть духовная жизнь и как на нее настроится» и «Слова архимандрита Феофана». Вид из окна кельи  нашего великого земляка.
04.11.2007 год

     В 1859 году Феофан принимает сан епископа и становится управляющим Тамбовской епархией. Всего четыре года продолжалась его деятельность в нашем крае, но он многое сумел сделать для поддержки народного образования, заботился о духовных учебных заведениях, в том числе в Липецке, открыл ряд церковно-приходских школ в селах и деревнях, а в городах – воскресные школы грамотности, женское епархиальное училище. При нем начала выходить газета «Тамбовсике епархиальные ведомости». Им изданы два тома проповедей, обращенных к тамбовской пастве, книга «Письма о христианской жизни». Он принимает участие в торжествах при открытии святых мощей Тихона Задонского в Задонске.

     25 лет служил Церкви Феофан, и в 1866 году уходит на покой и поселяется в монастыре Вышинская пустынь Шацкого уезда Тамбовской области (ныне Рязанская область). И с того момента его главное дело – литература, переводы. Он с юных лет, по собственному признанию, стремился к уединению. И спустя шесть лет после того, как оказался в монастыре, решил вести затворническую жизнь, за что его и стали называть Феофаном Затворником.

     Но его уединение было заполнено размышлениями и литературными трудами. Толька письма многим лицам – от сановника до крестьянина, собранные и изданные после его смерти, составили восемь томов. Люди постоянно ждали от него совета, наставления, обращались с разными просьбами.


Вход в  здание, место затвора. Паломники - чернавские и денисовские ребята.

     Он активно следит за всем, что происходит и в церкви, и в стране, у него огромная библиотека. Из-под его пера выходят ясные, доступные и вместе с тем глубокие философско-нравственные и богословские работы. Среди переводов с древнегреческого важнейшее место занимают пять томов «Добротолюбия», содержащего творения отцов церкви Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника и других выдающихся мужей. Составил Феофан и сборник «Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяца», это был предшественник толстовского «Круга чтения». Писал он также стихи…Был превосходным резчиком и слесарем, отлично знал токарное и столярное ремесло, сам шил себе одежу, увлекался иконописью.

     В Покровском храме с. Чернава есть икона Божьей Матери «Утоли моя печали», написанная святителем Феофаном и подаренная Им же, родному Чернавскому храму.


Могилка келейника Св. Феофана Затворника Евлампия возле храма Казанской Божией Матери, ныне  возрождающегося.

     В 1890 году Феофан Затворник удостаивается звания доктора богословия. Все духовные академии России избирают его своим почетным членом.

     Жить ему оставалось четыре года… «Умирающие, - писал Владыка, - продолжают и на земле жить в паямти живущих через добрые дела свои… Только даруй, Боже, почитать о Господе, чтобы с Господом быть всегда…»

     Так и случилось. Имя Феофана Затворника вошло в историю церкви и отечественной мысли и литературы. А в год тысячелетия Крещения Руси Феофан был причислен к лику святых.


Чернавские и денисовские паломники с педагогами на фоне Храма Казанской Божией Матери. В центре священник Лука, который провел для детей замечательную экскурсию по Вышенской Пустыни.
04.11.2007 года

     Оставив суету мира и прекратив внешнее общение с миром, святитель Феофан не оставил человеческий мир, обуреваемый многими страстями своей архипастырской любовью и заботами о его спасении. Не общаясь с людьми лично, он общался со всеми, искавшими его духовного наставления и советов, письменно.

     Обращались к Святителю тысячами, обращались по совершенно разным вопросам: от вопросов что такое духовная жизнь, как жить по-христиански и спасти свою душу в современном мире, до вопросов, жениться или не жениться, покупать дом или не покупать, устраиваться на какую-то определенную работу или не устраиваться. Казалось бы обыкновенные человеческие заботы, но и их понимал и к ним прилагал духовные советы архипастырь: «Вы семьяне, вам нельзя не хлопотать о житейском, это и не запрещено: напротив, повелено трудиться, чтобы иметь содержание и другим помогать. Надо только не томить себя заботою и, работая, всю надежду возлагать на Бога, и все, что даст Бог излишнего, возвращать то Ему через бедных, как оброк Господский».


Эммануиловка. Здесь святой Феофан провел в затворе 12 лет перед тем как уйти в Вышу.

     Обращались к святителю Феофану в скорби, в беде, в унынии, обращались и в радости, делясь ею с почитаемым епископом. И добрый архипастырь никого не оставлял без внимания. «Я охотно готов, - писал он, - отвечать и помогать вам всем словом, сколько разума достанет».

     Современному человеку, задающемуся вопросом, как можно выбраться из нравственного кризиса и духовно возродиться, просто необходимы ясные, доступные пониманию, а главное – практически применимые в жизнисоветы мудрого и опытного архипастыря, святителя Феофана, Затворника Вышинского.


Эммануиловка. Возможно, эта сосна и эти ее корни слышали шаги нашего Святителя.

     С мудрыми советами Святителя Феофана нас познакомят Колесникова Марина и Унжакова Елена, ученицы 7 и 9 классов Никитской СШ № 2 с. Чернава.

     Советы святителя Феофана

     Труд, здоровье и гигиена.

     Трудиться – дело святое, Нои здоровье надо беречь. Здоровье – это лошадка. Загонишь – ехать не на чем. Всякий день быть с час на свежем воздухе до сна вдоволь, есть и поменьше можно, винопития совсем не касаться, больше ходить, чем сидеть, - и труд не оставит разорительного следа. Если же можно прибавить к сему и телесное упражнение – точить, пилить, строгать, рубить, то этим можно сделаться совсем недоступным для немощей.

     Деятельность и удовольствия.

     Главное – имейте всегда работу. Затем читайте. Ещё: возумейте наслаждаться природой; всякое время года имеет свои прелести. Сумейте их найти и восчуствовать. В сем мудрость… Но если вы эгоистка, то не ждите счастья, хотя бы вы были засыпаны золотом и серебром. Сего злодея (эгоизм) убить надо. Если вы сами не убьете, то Господь молот за молотом будет посылать (всякие неудачи) чтобы разбить сей камень.

     Злое сердце и злые страсти.

     Наше сердце – яма змей. Змеи – страсти. Их бездна: плотоугодие – есть, пить, спать вдоволь, ничегонеделание, леность, любоимение, скупость, корыстность, опора на имение, гордость, тщеславие, человекоугодие, зазнавательность, гнев, ненависть, зависть, злорадство: многозаботливость, рассеяние и прочее… Как быть? Как высунется, бей по голове. Молот – безжалостность к себе.

     О пользе чтения книг.

     …При чтении старайтесь сердце держать ничем незанятым, открытым для истины, и, обнимая читаемое пониманием, влагать то в сердце. При чтении, то один, то другой стишок затронет сердце, а иной и очень. Замечайте сии стишки, затрогивающие, и днем почаще припоминайте их, особенно тот, который побольше затронул. Это будет поновлять оживление сердца. Дело сие очень плодотворно. Читать лучше не много, но с усвоением и чувством, чем много и без этого. Эммануиловка. Здесь похоронен архимандрит Аркадий, основатель Вышенской Пустыни

     Ведущий.

     В нашем мероприятии принимают участие работники Чернавской библиотеки. Предоставляется слово Агаповой Ирине Николаевне, организатору нескольких феофановских чтений (ежегодных) в Никольской СШ № 1 с. Чернава

     Доклад гл. библиотекаря чернавской библиотеки № 1 Агаповой Ирины Николаевны.

     Сегодня много говорится о нравственности…Неоспорим тот факт, что духовность и нравственность – понятия неразделимые. Ведь любой внутренне одухотворенный человек всегда нравственен в своих помыслах и поступках. Именно людская вера в Бога и является тем духовно-нравственным стержнем, на котором все прекрасное в мире возникает и существует. К сожалению люди перестали рассматривать свои поступки через призму христианской морали. Мы живем в переломное для человечества время, когда людей больше всего интересует внешнее пространство вокруг себя, а внутренняя жизнь оказалась заброшенной.

     В такие переломные времена Господь посылает избранников, которые своим жизненным примером привлекали бы сердца людские к нему, делались наставниками духовно-нравственной жизни.

     Одним из таких Божьих избранников был и мудрый Феофан, которого явила миру Чернавская земля. Само чудесное имя «Феофан» с греческого переводится как «богоявление» – Богом явленный, Богом данный пастырь. Вы сегодня многие услышали о необыкновенной жизни Вышенского Затворника, которого мы, работники библиотеки, почитаем не только, как земляка, но и как одного из самых мудрых православных писателей. Церковь в Эммануиловке, где служил и молился Святой Феофан Затворник.

     Не смотря на то, что современная молодежь все меньше читает, – сейчас книжное время. Литература издается разная… Великое счастье, если среди этого книжного потока удастся найти такую книгу, которая поможет подойти к пониманию смысла жизни.

     Поэтому на нас, библиотекарях, лежит сегодня большая ответственность. Ведь именно библиотека призвана помочь найти читателю свою книгу, а книге – своего читателя. И нам очень хочется, чтобы полезных в осмыслении мира, человечества, становлении самосознания личности книг было как можно больше, и чтобы они были востребованы.

     Следуя этой цели, наша библиотека занимается составлением и изданием актуальных и полезных, на наш взгляд, книг. И пусть наши издания малы, да и книгами их не назовешь, но работу по их созданию мы считаем светлой и нужной, а поэтому верим в ее добрый успех.

      И сегодня мы хотим предложить вашему вниманию две новые брошюры, изданные библиотекой специально к сегодняшней дате: «Жизненный подвиг и богословское творчество Феофана Затворника» и «В преданности Богу живите…».

     Брошюра «Жизненный подвиг и богословское творчество Феофана Затворника» была издана нами для вас, наши юные читатели. Сведения о жизни и деятельности знаменитого земляка найти непросто: даже у нас, в сельской библиотеке, к сожалению, нет книг онем, ни его произведений. Поэтому, мы систематизировали и обработали имеющийся газетно-журнальный материал и выпустили брошюру, из которой можно узнать об основных вехах жизнедеятельности Феофана Затворника. Благодаря нашему изданию вы можете в доступной форме проследить длинный и тернистый путь простого чернавского мальчика Георгия Гворова до Святого Феофана. Мы считаем, что знать о жизни святого земляка обязан каждый уважающий себя человек, любящий свой родной край, гордящийся ее историей и людьми. И вот эта брошюра призвана помочь вам в этом. А это святой источник в Эммануиловке, который собственными руками ископал Феофан Затворник.

     Бесспорно, сама жизнь Феофана Затворника – это духовный подвиг. Но еще большим подвигом является его литературная деятельность. Как библиотекарю, мне хочется обратить ваше внимание на то, что произведения Феофана – богослова выдержали проверку временем и не потеряли своей актуальности. И сегодня велика сила его живого благодатного слова.

     Каждый день, каждую минуту, человек стоит на духовном перепутье. Как поступить в той или иной ситуации? Кто подскажет? Как узнать правильность своего выбора, поступка, мысли? В произведениях Феофана Затворника вы обязательно найдете исчерпывающие ответы на эти вопросы.

     В следующей нашей брошюре под названием «В преданности Богу живите…» мы постарались объединить на наш взгляд, те слова назидания мудрого старца, которые и сегодня звучат современно и актуально, которые помогут вам осмыслить свою жизнь, оценить окружающую действительность, найти правильный путь к своему духовному становлению.

     Его назидания поражают свежестью, отзывчивостью чувства, глубиной и смелостью мысли, простотой, теплой заботой, задушевностью.

     Читать произведения Феофана Затворника – истинное наслаждение. Язык его произведений прост и ясен. Даже самые сложные и премудрые вещи под пером Святителя приобретали прозрачность и доступность. В его произведениях очень много удивительно тонких и точных высказываний, Поразительно наглядных описаний и сравнений. В нашем «сборнике мудрых советов» Феофана такие меткие фразы объединены в отдельную главу «Мудрые перлы богословских творений Святого Феофана Затворника Вышенского».


Денисовские мальчики довольны купанием в Святом источнике.

     Секрет актуальности назиданий мудрого старца кроется в том, что он поднимал вопросы разумного бытия и так доступно вел изложение своих мыслей, что совершенно понимаем и сегодня. Все, что писал преосвященный, извлечено было из глубоко пережитого подвига. Святитель обладал громадными познаниями не только в области богословия, но и во многих других областях знания. Но самую важную роль здесь, конечно же, играет личный жизненный опыт мудрого старца. Икона Святого Феофана Затворника и Вышенские просфоры в Чернаве.

      Из всех наставлений Святителя Феофана можно сделать один очень простой вывод, доступный каждому: живи по Законам Божьим, во всем руководствуйся своей совестью и не поддавайся порокам. Ещё древний мудрец Лукреций сказал: «Наши пороки сначала у нас, как прохожие, потом как гости, а, в конце концов – наши хозяева».

     Я надеюсь, что благодаря нашим библиографическим изданиям, кто-то из- вас откроет для себя Феофана Затворника, а кто-то еще – святого учителя и мудрого наставника. Ведь у него есть чему поучится. Хотя бы искренней и неутолимой заботе о благе каждого человека. Поэтому во всем православном мире Феофана Затворника считают «учителем нравственности и чистоты», оставившим следующим поколениям свою простую и сердечную мудрость.

     Спасибо за внимание! Живите в преданности Богу. Больше читайте хороших книг, как утверждал Святой Феофан – «чтение полезных книг душу питает и растит».

     Заключение:

     Слово чернавской поэтессе, члену Союза писателей России В. А. Купавых

Учителю Чистоты

Посвящается детям, участникам
феофановских чтений в Чернаве.


     Я росла девчонкою беспечной,
     Небо мне сияло бирюзой.
     А теперь сгораю, словно свечка,
     В домике с колышимой звездой.
     
     Красноватой козочкой на сене
     Светится закатный окоём,
     В русской печке огоньки в полене
     И лампадка в уголке моем.
     
     Скромности надёжные пределы
     Мне дарует Отче невзначай.
     В ней моя купель. Его примеры.
     Горница в иконах. Иван-Чай.
     
     Письма я беру Его для чтенья.
     В луговой прохладе, где туман,
     Над Чернавой в высоте вечерней,
     Молится Святой наш Феофан.
     
     В нежном классе тишина и святость,
     Свечки в детских маленьких руках.
     Узнают сегодня здесь ребята
     О духовной жизни земляка.
     
     Затворяя. На клинок я двери,
     А в душе покойно и тепло,
     От того, что дети в Бога верят,
     Не лукавя – скромно и светло.

В. А. Купавых.
2003 – 2008 г.г. с. Чернава.



Затем работники библиотеки раздали детям вот эти ими сделанные книги.





на главную