ИГУМЕН КИРИЛЛ (САХАРОВ):
«ВОПРОС ОБ АВТОКЕФАЛИИ УКРАИНСКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ -
ЭТО СЕРЬЕЗНЫЙ ДУХОВНЫЙ ВОПРОС»

      – О. Кирилл, что вы думаете о церковной ситуации на Украине?
     Ситуация здесь будет стремительно развиваться и уже в этом году нас ожидают сюрпризы.
     – Давайте по порядку. Вы ведь сами с Украины?
     Я родился в Донбассе – абсолютно пророссийском регионе, в основном русскоязычном.
      –Вы украинофоб?
     Я человеколюб, сторонник строгой модели Православия без модернистских выкрутасов и экуменических крайностей, русский патриот, монархист. Я ничего не имею против малороссийской, южнорусской культуры, наречия, песен и т.д. «Украинство» я воспринимаю как идеологему, изобретение отнюдь не дружественных Русскому миру сил. Впрочем, в западных регионах нынешнего Украинского государства, в Галиции, не спорю, украинство состоялось.
     – Если я Вас правильно понял, живя в Донбассе – формально на Украине, Вы этого не ощущали?
     Почти что нет. В школе была только одна украино-говорящая учительница. Если кто-то появлялся среди учеников с Западной Украины, говоривший по-украински, к нему относились как к экзотике. Были уроки украинского языка и литературы, учили стихи Шевченко и писали сочинения по-украински. Истории того, что сейчас называют Украиной, почти не изучали и не подозревали, что украинцы произошли от каких-то мифических укров и о том, что Адам и Ева в раю говорили по-украински. В классе более половины было великороссов, а те кто по паспорту был украинцем, отличались зачастую только одной буквой в фамилии. Что еще? Одно время вдруг все вывески стали по-украински: йiдальня (столовая), пэрукарня (парикмахерская), чоловiчый одяг (мужская одежда) – в этом было много искусственного на донбасской почве – это не приживалось. Лозунги в советские праздники: «Хай жывэ Радянська Украина» (Да здравствует Советская Украина), призывы к шахтарям (шахтёрам) больше давать вугiлля (угля)… Практически ни одной газеты, книги или фильма по-украински не было в поле моего зрения, хотя было украинское «тэлэбачэння» и какие- то издания – но это все было не востребовано здесь. Единственное что я читал по-украински в юношестве – это «Православный вiснык» - издание Украинского экзархата Московского Патриархата. Впрочем, украинский язык пригодился мне впоследствии, когда я был послушником Почаевской Лавры, когда посещал Львов и Закарпатье. В Почаевской Лавре пришлось даже по-украински пару проповедей произнести. Посещая многие регионы Украины, как правило часть проповеди говорил по-украински, даже в Донбассе, хотя здесь в этом не было никакой необходимости. А вот в Воронежской области, на родине отца, где проживает много выходцев из Малороссии – там своя специфика. Здесь проповедь по-украински не воспринимается. «Мы пишем по-русски, а говорим по хохлячи». На вопрос - кто Вы по национальности здесь говорят: русские, а потом добавляют хохлы, русские хохлы. Опекая с общиной в течении 15 лет пару десятков сел здесь я с большим удовольствием любил петь с местными жителями духовные стихи («псальмы»). Особенно нравилась «Калына». Запомнилось с каким подъемом реагировали местные жители на русский марш «Мы русские, с нами Бог» Алексея Познахарева. Среди тех, кто со мной заканчивал семинарию в 1983 году 19 человек были в сане священника: 1 москвич и 18 из Украины. Церковь, в которой я настоятель, стала живым мостом между Россией и Украиной, здесь побывали наверное уже тысячи паломников из Украины. Гостил у нас архиерейский хор из Винницы – лучший церковный хор Украины, приезжал хор из Почаевской семинарии. Часто поет у нас на трапезах украинские песни почетный попечитель нашего храма А.П. Литвиненко, народная артистка России. Сегодня украсили трапезу певцы из Херсона – «Черемшину» пели на бис. Я с удовольствием подпевал «Ридна маты моя».
     – А в Почаевской Лавре Вы не ощущали проявлений национализма?
     В далеких 79-80 годах, когда я там был послушником, этого совершенно не было. Только один раз в год в Рождественский вечер, когда в Лавру приходило много людей из окрестных сел, пелись колядки. Наместник Лавры архимандрит Иаков (Панчук) – впоследствии «митрополит» у Филарета Денисенко, говорил тогда проповедь по-украински. Да, еще между собой старички – западэнцы «балакали». Помню как ругал наместник, у которого я некоторое время был келейником, одного послушника, за то что он участвовал в возложении венков, на которых были ленты с «бандеровской» цветовой гаммой.
     – Как Вы думаете какова подоплека нынешних событий, когда, как Вы говорите, процесс «ползучей автокефалии» вышел на финишную прямую? В чем Вы видите опасность автокефалии?
     Вопрос об автокефалии УПЦ – это серьезный духовный вопрос. Его невозможно воспринимать только плотским разумом. Известны пророчества, например, преп. Лаврентия Черниговского и преп. Кукши Одесского о пагубности разделения. Завещание духовного старца нашего времени – схиархимандрита Зосимы, с которым я неоднократно общался.
     Причина надвигающейся автокефалии – не только в кажущейся логичности тезиса «нэзалэжней дэржаве – нэзалэжна цэрква», а гораздо глубже и серьезнее.
     Камень преткновения – теория «Москва – 3-й Рим», горячим сторонником которой я являюсь. В чем здесь суть? Миссия хранения чистоты Православия после падения 2-го Рима – Константинополя – падения в начале духовного (Флорентийская уния 1439 года), а потом завоевания турками в 1453 году, переходит к Москве, Московскому государству - единственной свободной православной державе в то время.
     А что же Киев, «мать городов русских»?
     Киевская митрополия в то время была в составе Константинопольского Патриархата – следовательно, несет все последствия, происшедшего с Константинополем. В смысле утраты первородства. Вот эти вещи как говорится и не обойти и не объехать. Нужно только смиренно воспринять это и сделать выбор в пользу 3-го Рима.
     К сожалению, многие на Украине не могут этого понять, для этого нужен духовный разум. Они искренне недоумевают – почему мы должны быть под Москвой, мы ведь корень, колыбель крещения и т.п.
     – Что Вы думаете о роли митрополита Владимира во всем происходящем на Украине?
     Владыка Владимир, несомненно, яркая личность и выдающийся богослов нашей Церкви. В бытность его ректором Московских духовных школ я поступал в семинарию. Его я считаю лучшим ректором духовной школы последних десятилетий. Кстати, ему требовалось приложить определенные усилия, чтобы меня принять в число семинаристов, т.к. у меня было высшее светское образование – исторический факультет Московского педагогического института, а это в то время не приветствовалось внешними контролерами.
     В семинарии я был старшим свечником храма, неоднократно слышал его яркие проповеди. Его отличали мягкость и сердечность. Он часто служил. После семинарии, будучи иеродиаконом Данилова монастыря, я посетил Ростов – на – Дону, где он был на кафедре, жил несколько дней в его резиденции. Он много сделал для епархии, для благоустройства кафедрального собора. Здесь, как и в Сергиевом Посаде, он пользовался большим авторитетом. Владыка, как известно, был управделами Московской Патриархии после митрополита Одесского и Херсонского Сергия, у которого я был референтом. К сожалению, мне не удалось поработать под его началом. Мне он сказал: «уж не знаю кто нашептал Патриарху Пимену, но он сказал, чтобы Вы возвращались на послушание в монастырь».
     Что касается его служения на кафедре митрополита Киевского. Очевидно, что он испытал большие скорби и нападки, как мог боролся за сохранение единства с Русской Церковью. Но в последнее время под влиянием окружения, воздействия властей, пассивной позиции Москвы у него отчетливо видны проавтокефалистские тенденции, естественно, за законную, каноническую автокефалию.
     – Каков Ваш прогноз – как дальше будут развиваться события?
     Думаю, что уже в этом году на майском соборе УПЦ будет обращение к Патриарху с просьбой предоставить автокефалию. К этому времени, вполне вероятно кого-то из архиереев – противников автокефалии отправят на покой, «пошерстят» духовенство, «прижучат» братства, которые по словам митрополита Владимира «политизируют церковную жизнь» и якобы выступают от имени УПЦ «по политическим вопросам». Несдобровать тем, кто хотя бы мало-мальски заикнется против автокефалии – на них обрушится пресс церковных и гражданских прещений. Москва, по-моему, давно готова, «созрела» к предоставлению автокефалии. Константинополь тем более будет рад.
     А дальше будет то, о чем мы предупреждали с самого начала: активное внедрение украинского языка в Богослужение, вероятный переход на новый календарный стиль (как в европейском доме), объединение с автокефалистами и филаретовцами на минимальных условиях под патронажем Константинополя. Следующий этап – Единая Нэзалэжная Христианская Церковь Украины вместе с униатами под протекторатом римского папы. Эта церковь, каноническая несостоятельность которой будет очевидна, активно включится в построение антироссийской самостийной державы.
     – Последний вопрос. А как поступили бы Вы, если бы Ваш приход был бы где-нибудь на Украине?
     Сложный вопрос. Вполне вероятным было бы такое развитие событий. Я попытался бы сформировать сплоченную общину, создать образцовый приход. Навел бы мосты со всеми единомышленниками. На приходе проводил бы, помимо, естественно, главного – большой духовной просветительской работы, систематическое воспитание по выработке общерусского , монархического сознания. Что дальше? Мы имеем пока четкий ориентир в завещании о. Зосимы – не признавать никакой автокефалии, поминать московского патриарха, даже если Москва не откликнется. Наверное я бы добивался бы путем серьезной аргументации монолитности на приходе и соборного решения, утвержденного авторитетными духовными мужами, старцами – решения о том, что наша община уже сейчас, в преддверии вероятной автокефалии, твердо заявляет, что дает обет никогда не отделяться от Московского Патриархата. А вот, когда обрушится на голову вся репрессивная махина, последуют угрозы запрещений, отлучений и даже анафемы – вот тогда будет мощная проверка на стойкость.
     Думаю, что храм удержать будет сложно, как и вообще создать жизнеспособный экзархат Московского Патриархата на Украине. Ну тогда катакомбы, чаяние лучших времен, прихода предсказанного русского царя… Уверен, что Господь не оставит и в таких чрезвычайных обстоятельствах и укажет путь полноценного канонического бытия.


(Интервью для газеты «Российская земля» взял Фролов В.А. 27 января 2008 г.)
Перепечатано еженедельной православной газетой "Мир" февраль 2008 г.



на главную