О ПОСЛУШАНИИ ИСТИННОМ И ЛОЖНОМ

      В ряде средств массовой информации было опубликовано рождественское послание владыки Белоцерковского и Богуславского Серафима, где он, в частности, говорит:
     «Если внедряются в жизнь законодателями народными антихристианские законы, то им не место в христианском обществе и мы никогда не подчинимся богоборческим законам. Это прежде всего есть всемирная антихристианская глобализация, цель которой - создание единоличной диктатуры и тотального контроля за жизнью и деятельностью каждого лица. Если мир реально к этому стремится, то можно засвидетельствовать, что наступила предантихристова эпоха и мы по-особенному должны изменить жизнь свою на лучшее».
     Предлагаем вашему вниманию беседу русского православного писателя Валерия Павловича Филимонова с владыкой Серафимом, архиепископом Белоцерковским и Богуславским, прозвучавшую на санкт-петербургском радио «Слово» в передаче «Православный час».

     В.П.Ф.: Владыка святый, буквально как бальзам на сердце была для многих православных христиан публикация Вашего Рождественского послания, где действительно Вы сказали правду о тех явлениях и процессах, которые происходят в мире и несут страшные духовные последствия. Мне хотелось бы, чтобы Вы еще раз эту идею довели до слушателей.
     Вл. С.: Спаси, Господи, но это не мое мнение, а мнение Церкви.
     Мы все - архиереи и духовенство - должны проповедовать Истины Христовы так, как они были нам переданы апостолами, Святыми Отцами. У нас есть величайшее духовное наследие, величайшее богатство, и наша задача - ничего не повредить, а донести людям все в чистом и понятном слове, чтобы каждому - и старому человеку, и молодому, и детям, и богатым, и бедным - были понятны Христовы истины. Мы призваны сохранять Христово наследие, а не разрушать ни в коем случае и не говорить что-то двойственно. И мы говорим не от себя, не свое личное мнение, а позицию Церкви Христовой.
     В этом и заключается наша церковная деятельность, наша проповедь Евангелия, Царства Божия.
     В.П.Ф.: К величайшему сожалению, Ваше Преосвященство, многие архиереи и так называемые современные богословы, мудрования коих, мы видим, идут от плоти, как раз-то начинают назидать народ Божий в ином направлении. Они говорят, что ничего страшного у нас не происходит, у нас расцвет Православия, будьте спокойны, мы вас обязательно предупредим, когда придет антихрист.
     По слову святителя Аверкия Таушева, известного исповедника Православия нашего времени, такие люди являются проповедниками антихриста, и более того, его слугами. И я с этим очень даже согласен, тем более такое же мнение у известнейшего старца Паисия Святогорца.
     Как Вы смотрите, когда пастырь не бдительно относится к тому, что в мире происходит, а именно убаюкивает своих словесных овец?
     Вл. С.: Я не берусь комментировать позицию других архиереев, так как на это я не имею права. Я являюсь епископом Белоцерковским и Богуславским, и у меня есть духовенство и монастыри. Моя задача - следить за духовным состоянием чад моей епархии, которым я непрестанно говорю и утверждаю, что помысел - это не грех, но если человек его принимает, то это уже есть грех. Уже надо его исповедовать.
     Точно так и в любой деятельности человека: если он антихристианские дела не принимает, а только слышит - это не грех. Но если он слышит и принимает дело греховное, то это уже есть грех.
     Конечно, некоторые говорят, что идентификационный номер не является еще печатью антихриста. Действительно, это еще не печать. Но если человек принимает номер вместо своего имени - это уже есть грех.
     Предпосылка всякого тяжелого греха есть малый грех. Чтобы избежать большого греха, нужно избежать малого греха. Это прописные истины нравственного богословия для священнослужителей. А для мирян это прописные истины обыденной христианской жизни. Не принимай злого помысла, не желай ближнему того, что не желаешь себе! И я думаю, что самое простое, что человек может воспринять, - это различить, принять или не принять зло. Для нас, христиан, главное - принять добро, Духа Святаго, отвергнуть зло, в каких бы формах оно ни было.
     Сейчас формы очень разные, ссылаются на необходимость теперешней обслуживающей системы. Но это все - обман, потому что за каждой этой внешней формой есть обязательно духовный смысл, духовное содержание.
     В.П.Ф.: Интересны такие словеса, скажем: принятие или непринятие идентификационных номеров или личных кодов, говорят, не имеет религиозного значения. Однако, по учению Святых Отцов, которое нам передано, мы видим, что в духовной жизни вообще нет нейтральных явлений. Ведь так надо понимать учение Святых Отцов: все либо от Бога и к Богу, либо от диавола и к диаволу. Разве может в духовной жизни быть даже нейтральный поступок?
     Вл. С.: Каждый человек должен уяснить себе самый главный момент - что наши прародители были сотворены в раю и изгнаны из рая в этот мир, который во всем подобен раю, для покаяния. А для того чтобы человек не отчаялся, Господь этот мир украсил наподобие рая всевозможными красотами. И человек, пройдя путь земной жизни через покаяние, должен снова вернуться в рай, в свое Отечество.
     Вся человеческая деятельность на земле имеет религиозный характер, никакой не бытовой, никакой не личный! Вся человеческая жизнь на земле есть или служение Богу, или служение диаволу.
     Даже если человек, будучи христианином в Православной Церкви, в некоторых моментах сознательно или несознательно служит греху (значит, диаволу!), он даже отсекается от единства Церкви.
     Почему священник, читая молитву покаянную, говорит: «Примири и соедини его Святей Своей Соборной и Апостольской Церкви»? Что это значит? Человек - вне Церкви, диаволом побежден. Теперь ему нужно раскаяться, принять от Духа Святаго врачевание, чтобы его Христос принял в Свою Церковь.
     Вот содержание молитвы при покаянии православного христианина, который возвращается снова в лоно Церкви.
     Поэтому все явления, не только в личной жизни, но и в политической, общественной - все сводятся к тому, что диавол постоянно борется с Церковью Христовой, постоянно противится Богу. И это страшно, что дух противления сейчас в мире очень сильно действует. Люди противятся всем и всему: дети противятся родителям, подчиненные противятся начальству, начальники противятся своим начальникам и т.д. А все в совокупности - противятся Богу.
     Вот этот дух противления сейчас в мире очень сильно действует, потому что входит уже в мир дух антихристов. Сейчас настолько глобально проповедуется дух антихристов во всех явлениях, что мы видим во всех делах человеческих след религиозного поклонения диаволу, служение греху, служение злу, созидание зла в обществе и в людях. И этим самым ускоряется приход человека греха и кончины мира.
     Человечество бы пожалело себя, что ж оно само себя губит?.. Нужно людям раскаяться в своих грехах, нужно прийти к первоначальному образу жизни, мысли. У нас колоссальное наследие есть - духовное, патриотическое, национальное, а люди, особенно сейчас, более возлюбили зло, тьму, нежели свет.
     Люди оправдывают себя тем, что нужно подчиниться обслуживающей нас системе, потому что хотим или не хотим - а все равно в какой-то системе мы должны жить и действовать, потому что нужно содержать семью, воспитывать детей и море других причин.
     В.П.Ф.: Но ведь надо понимать, что, по слову Святых Отцов, мы должны смотреть, чем закончится действие этой системы, ведь система обслуживающая в конце концов превратится в систему управляющую.
     Вл. С.: Каждая обслуживающая система и есть управляющая. Например, обслуживающая система христианская, церковная есть действительно обслуживающая, то есть освящающая человеческую личность, гражданина земли, приготавливая его к небесному гражданству. Православие, где Дух Святый действует, - это единственная, если можно так сказать, обслуживающая система, которая освящает, облагораживает человеческую личность, делает ее ангелоподобной небесным жителям, то есть подготавливает к вечной жизни.
     А мирские все системы - политические, экономические, социальные - направлены совершенно не на обслуживание человека, а на его порабощение, потому что это делается без Христа, без молитвы, без Духа Святаго. И порабощение именно злу, единой личности, диктатору: будь то антихрист, будь то бес, или же человек, который на земле старается управлять человеком и вести его к себе. К себе, как к кумиру, как к лжевождю.
     Задача пастыря, задача любого вождя или помазанника Божия - царя - привести христианина или гражданина в свое Отечество, не к себе, а ко Христу. Не закрыть собой Христа, а показать человеку дорогу - путь ко Христу, и поддержать человека на этом пути от внешних и от внутренних врагов. Вот это - задача не только пастыря Церкви Христовой, но и каждого руководителя. Не к себе приводить, а ко Христу.
     Поэтому обслуживающая система имеет в первую очередь характер политический, насильственный. И в данном случае, говоря о номерах, она не соответствует и законам любого государства, потому любое государство именует себя демократическим. Настоящее демократическое государство имеет в первую очередь в своей основе заботу о человеке, о его личности.
     А в данном случае теряется личность, теряется самое главное - христианское имя. И вообще, это не человеческое явление в человеческом обществе.
     В.П.Ф.: Самое, конечно, парадоксальное, что Синодальная богословская комиссия в своих выводах говорит о том, что принятие или непринятие номеров - это дело личного выбора человека, его совести, дело его сердечного влечения и, в конце концов, дело его ума.
     Но получается так, что люди все-таки бегут к священнику: «Батюшка, благословите или не благословите принимать идентификационный номер? Как вы скажете?»
     То есть люди пытаются сделать так, как им удобно, то есть снять с себя ответственность именно за то мистическое действие, которое происходит при замене имени человека на номер. Как Вы на такой момент смотрите?
     Вл. С.: Принять код или не принять - это вообще дело свободы человека.
     И проповедь Евангелия основывается на свободе человеческой личности. Христос никого не принуждал. Даже если некоторые люди соблазнились тем, что Господь говорил о теле и крови Своей: «Если не будете есть тела Моего и пить крови Моей, жизни вечной в себе не будете иметь». Поэтому некоторые люди соблазнились и отошли от Христа.
     Господь спрашивает апостолов: «А вы не хотите отойти?» И апостол Петр говорит Господу: «Куда нам идти, Господи? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Так вот эти глаголы вечной жизни должно нам искать во Христе, в его вечных истинах, а не в том, что священник скажет: «Вы можете идти, можете не идти».
     Задача священника - сказать, как нужно, как Христос говорит, как Христос призывает, потому что священник и епископ есть воины Христовы и говорить противное своему Небесному Военачальнику или Вождю - это будет предательство, это будет непочтение. Как тогда Христос отнесется лично ко мне, если я буду говорить, учить не то, что Христос учил?
     В.П.Ф.: Владыка Серафим, я милостью Божией написал книгу о преподобном отце Серафиме Вырицком. У него есть такое пророчество, которое многие знают, оно на четвертой странице обложки моей книги «Но избави нас от лукавого» опубликовано:
     «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества.
     С одной стороны, будут золотить купола, воздвигать кресты, а с другой - настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями».
     Подобное пророчество мы знаем и у Лаврентия Черниговского. И мы видим, что действительно такое время уже наступило. И многие, конечно же, верующие христиане действительно хотят устоять в Истине. Имеется множество таких, я бы сказал, подводных течений в современном богословии, где человек говорит: «Вот это мое личное суждение», - как некоторые богословы московской школы.
     Может ли вообще быть личное суждение у богослова?
     Вл. С.: Понятие «мое личное богословское мнение» - неправильное, богословски неграмотное и еретическое, потому что богословие - это проповедь Божественных истин, заповедей Божиих, учения Христова. А говорить: «Личное богословское мнение» - это будет в корне неправильно. Нельзя говорить о «богословском своем мнении». Мы призваны говорить богословие Христово, Евангельское, а не свое личное. Может быть мнение историческое, то есть из области истории, церковной археологии или других наук. Но это не есть область веры, не есть учение Христово. Свое суждение можно допускать во всем, что не является учением Христовым. А в том, что касается учения Христова, Спасителя, своих суждений нельзя ни в коем случае допускать.
     Обвиняют какого-то священника, или приход, или епископа в эсхатологии: «эсхатоложники», говорят. То этим самым они обвиняют святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который сказал: «Дети, последнее время!» Это для кого он сказал? Для нас всех.
     И для того же Кураева, для тех же богословов так называемых.
     Поэтому настроение всех сподвижников именно такое было. Любой подвижник, любой святой отец живет как бы последний день. Он сегодня кается и сегодня просит у Господа прощения, так как сегодня - последний день. И в молитвах вечерних: «Господи! Неужели мне одр сей гроб будет?»
     Что же получается, что вся православная жизнь, аскетическая жизнь, все Евангелие - это что, какое-то мракобесие, по их словам? Кто они такие тогда? Духа христианского отказались, или, вернее сказать, они не приобщались Духу Христову. Поэтому они все мыслят рационально.
     Атеисты знают хорошо Евангелие, сектанты хорошо знают Евангелие.
     И даже если человек в Церкви, но не приобщившийся Духу Христову, то он всегда будет говорить всякие непонятные вещи для людей и заумно-грамотные, но пустые и страшнее всего - антихристианские.
     В.П.Ф.: Что интересно, Владыка святый, ведь они говорят, как людям удобнее, и люди это принимают - вот в чем беда.
     И тут встал еще вопрос о том, что ныне процветает ложное послушание, ибо послушание - это прежде всего, конечно, послушание ученика своему духовному наставнику, послушание новоначального - старцу, который действительно является сосудом благодати Духа Святаго Божия, о коих уже святитель Игнатий Брянчанинов 150 лет назад сказал, что практически сосуды благодати иссякли.
     А сегодня говорят о некоем послушании иерархии вообще, то есть мирянин должен подчиняться беспрекословно во всех вопросах священнику, священник во всех вопросах должен подчиняться своему настоятелю, или монах - своему наместнику (неважно, какие это вопросы: вопросы совести, вопросы веры), ну а, соответственно, уже настоятель и священник должны подчиняться правящим архиереям, правящий архиерей - Синоду и т.д.
     То есть происходит выстраивание католической модели в Русской Православной Церкви, где клиру присваиваются права Божественной непогрешимости. Вот что еще нас очень волнует.
     Вл. С.: Люди более привыкли к изнеженности, и людям импонирует делать все так, как им удобно и легко, чтобы заглушить свою совесть как-то религиозными формами. Поэтому они очень легко сходят с тесного пути, с Христова пути. Господь же сказал, что в Царство Небесное надлежит нам войти тесным путем, тесными вратами. Этим тесным путем не каждый христианин идет, потому что ему неудобно. Надо потрудиться, надо бороться с самим собой.
     Диавол засел во всех человеческих органах своими страстями. Надо его оттуда выгонять, выбивать. А это возможно только через молитву, через пост, через страдание, через самоукорение, через терпение ближнего. А люди ищут более широкого пути. Им более удобно для оправдания своей совести якобы спрашивать благословения. И, к сожалению, бывает такое: что священник или старец благословит, им может не понравиться. Тогда идут к другому старцу, он благословляет, как им импонирует. Вот люди и уклоняются от истинного пути.
     Относительно послушания. Послушание - это же дело Христово. Грех непослушания заложен в каждом человеке. И надо его очень сильно выбивать, потому что непослушание, гордыня, противление - это изначальный грех диавольский. Диавол в первую очередь не послушал, не воспринял от Господа откровения Божественного, не внес его в ангельский мир, и в этот грех он ввел первых людей - Адама и Еву. Грех этот распространился уже как раковая опухоль во всем обществе, в каждой личности. Поэтому свое послушание каждый христианин должен направить на послушание Христу, на послушание Духу Святому, а не субъективному представлению о вещах, о вере.
     Если человек сказал ересь, или она исходит от священника, или даже от епископа, это же не значит, что христианин должен слушать, потому что сказал это священник, или епископ, или просто авторитетный старец какой-то? Конечно, нет. Мы все призваны нести послушание Христу, а как его нести - это определено в первую очередь в Священном Писании.
     Как на деле совершить это послушание? Как Святые Отцы в Духе Святом совершали на деле этот подвиг послушания? Были и есть православные христиане, которые несут беспрекословное послушание духоносному старцу, но старец при этом руководствуется Духом Святым, мудростью Христовой.
     Как человека направлять поработать свободе Христовой? Если христианин будет раб свободы Христовой, то он сам будет свободен. Если он будет раб Божественной Любви, то он будет сам любовь. Если он будет раб Божественного послушания, то он сам будет сплошное послушание.
     Поэтому мы в первую очередь должны научится быть послушными рабами Христовыми, а это совершается через Святые Таинства Церкви, которые совершают епископ, священник. Руководствоваться надо только Духом Святым, чтобы был Христос во всем, чтобы мы в Царстве Небесном не делились. Потому что если человек без послушания Христова, а в послушании человеку от человеческого мудрования, то тогда он не может спастись.
     В.П.Ф.: Мы даже в молитве Духу Святому поем: «Царю Небесный... Душе Истины» - прежде всего Дух Истины, значит. Получается, что сегодня доходят до таких парадоксов, что кое-где объявляют ревнителей Истины (которые правду говорят о нынешнем предантихристовом времени, о той системе электронного концлагеря, которая грозит появиться в человеческом обществе), они-то как раз объявляются почему-то раскольниками, сектантами. Не диво ли такое, что человек, который встал за правду Божию, подвергается гонениям?
     Вл. С.: Нужно себе уяснить одну истину, что дух мира сего вошел и в некоторых служителей Церкви, поэтому они проповедуют не Христа, а себя. Но мы, православные христиане, должны быть в единстве Церкви и не обращать на таких внимания, потому что епископ - это еще не Церковь, священник - это еще не Церковь, старец - это еще не Церковь, а это люди в Церкви.
     И если они проповедуют не согласно церковному учению, учению Христову, то они - вне Церкви, Духом Святым отсечены от организма церковного, но только еще внешне пребывают у престола и на своем служении. А фактически уже Дух Христов отошел от них, потому что они проповедуют не Христа, а себя, не Христу служат, а чреву своему.
     Но если же, как Господь учил, проповедуют и такие люди (которые встречаются, к сожалению, в Церкви), проповедуют Христову Истину и научают, как нужно делать, то слушать и исполнять, как говорил Господь. По делам же их не поступать, потому что говорят одно, а делают совершенно другое.
     Поэтому если что-то говорят несогласно церковному установлению, то тогда нужно сказать: «Извините, нам с вами не по пути». Такая должна быть позиция. Но ни в коем случае не делать раскол, не делать свою какую-то группу, а просто с этого прихода перейти в другой приход, где священник имеет ориентиры православные, где можно услышать проповедь. Хотя бы проповедь православную, хотя бы совет православный - и этого уже довольно.
     А в остальном - читайте Священное Писание и молитесь. Смиряйтесь, как можно, не гордитесь ничем, и милость Божия никогда вас не оставит.
     В.П.Ф.: Еще тонкий вопрос. Владыка Серафим, сегодня, конечно же, многие христиане, к нашему сожалению, к нашей печали, приняли уже идентификационные номера, в том числе и миряне, и священнослужители. И мы, конечно, ни в коем случае их не осуждаем. Мы пытаемся сказать им правду о той системе, которая ныне на наших глазах выстраивается, не пытаемся посеять какую-то панику, но чисто в плане духовном. Ведь мы видим, что эти люди как-то начинают изменяться.
     Да, они начинают изменяться, и на тех своих собратий и сестер, которые не желают принимать эти номера, они буквально выступают с нападками, с достаточно резкими выражениями.
     То есть мы видим, что принятие номера начинает от человека отодвигать благодать. Такое уже наблюдается реально во многих случаях, и люди эти становятся такими нервными, если говорить мирским языком, не терпят никаких увещаний. С ними довольно сложно бывает. Как вы думаете?
     По-моему, действительно начинается действие того самого «духа заблуждения». Действует «некая энергия», как говорил старец Паисий Святогорец, и люди, сами того не замечая, начинают отдаляться от Христа.
     Вл. С.: В том-то и заключается вся опасность принятия идентификационного номера, что отходит благодать Духа Святаго и входит дух мира сего, или дух антихриста. В этом-то и вся опасность.
     Для православного христианина если бы не было этих последствий, то хоть сто этих номеров вешайте. Но если этот номер повязан с нашей участью дальнейшей, нашей судьбой в вечной жизни, с судьбой нашего спасения, то ни один человек, думаю, имеющий хотя бы часть здравого смысла, здравого ума, не захочет же вечно мучиться в аду. Он же понимает, что это серьезные вещи, это его судьба.
     И если в этих цифрах заключается судьба человека, то, конечно же, он должен всеми силами, всеми мерами отказаться и категорически заявить свое несогласие с этим явлением. В том-то и заключается вся опасность, что отходит Дух Святой, человек ожесточается, становится нервным, жестоким и потом не способен к восприятию Божественных Истин. Именно в этом вся опасность.
     Что сказать о словах преподобного Серафима Вырицкого? Дело в том, что много, очень много зависит от всех нас, людей. Если у нас будет истинное покаяние, то Господь исправит положение дел в обществе. А если этого покаяния не будет, то еще больше Господь попустит.
     Мы знаем из Библии, как Господь хотел наказать Ниневию. И даже пророк Иона огорчился, что четыре дня прошло, и пять дней прошло, а Ниневия стоит и не разрушается. И даже обиделся на то, что он пророчествовал, а не исполнилось. Если ниневитяне покаялись - от царя до простолюдина, - то Господь и помиловал град.
     Также и наш народ помилует, если мы будем каяться действительно: все остановить, оставить всю эту суету и приносить Господу покаяние. Не на словах, а со слезами, пост наложить. Особенно сейчас надо пребывать в посте и молитве. И дома ночью вставать и молиться и Псалтирь читать. Всем нужно взяться за это дело святое.
     А то мы очень много рассуждаем о последних временах и о вопросах глобализации, можем даже на митинг пойти. А если скажешь о покаянии, как оно должно быть, то люди как-то неохотно это воспринимают. Покаяние - это есть основа изменения нашего общества.
     В.П.Ф.: Но тем не менее, Владыка, еще и стояние в Истине является важнейшей составляющей спасения человека. Ведь если человек, как говорят многие Святые Отцы, будет делать по тысяче земных поклонов в день, будет поститься неимоверно, но если попадет в область духовной прелести, покорится воинствующей лжи, пойдет на компромисс со злом, то он будет далек от своего спасения.
     Вл. С.: Покаяние не бывает вне Церкви или же вне Истины. Если человек живет в Истине, то он имеет и истинное покаяние. А если же человек вне Истины и далекий от Истины, значит, он не истинно кается. Если даже человек, будучи вне истины, незаконно страдает, как апостол Павел пишет, то это страдание не вменяется ему в подвиг.
     Истина - это же есть норма человеческого бытия. Надо беречь себя как зеницу ока и сто раз на день себя проверять. Не отошел ли я от воли Божией? Не уклонился ли от Истины Христовой? Не нагрубил ли кому-нибудь сегодня? Не осудил ли кого-нибудь? Не злословил ли? То есть человек анализирует себя, согласны ли его действия с волей Божией. Если не согласны, он возвращается ко Христу через молитву, покаяние, искреннее исповедание грехов.
     Это и есть духовное восхождение, просветление, обогащение Духом Святым. В этом случае человек еще больше укрепляется в Истине и уже пребывает в ведении. Уже благодать Божия ему является светильником в его жизни, и он уже не спотыкается, а твердо стоит на основах апостольского учения.
     В.П.Ф.: Спасибо, Владыка. Смотрите, что получается: в той всемирной торгово-финансовой системе, которую мы сегодня можем со всем знанием уже назвать всемирным электронным концлагерем, будет виртуальная денежная система (то есть будут отменены наличные деньги) и человек станет объектом управления системы, а системой будут управлять богоборцы, более того - сатанисты. Мы знаем воззрения целого ряда главных идеологов глобализма, и получается само собой, что в этой-то системе человек не сможет во всякий момент творить волю Божию. Человек не сможет быть просвещаем Духом Святым Божиим, ибо для него будут установлены определенные правила системного поведения. О том, что надо действительно смотреть, чем это дело закончится. Сегодня, наверное, как никогда важно народ просвещать, что наступили такие времена?
     Вл. С.: Раньше, когда человек отходил от Христа, он поклонялся диаволу через разные формы: изваяния стояли какие-то, то есть идолы. Но такое поклонение - это была грубая форма язычества. А сейчас поклонение бесу - через ИНН, то есть более изощренная форма. Диавол придумывает для каждого общества или для каждой эпохи свои поклонения, только задача его, чтобы он себя явно не проявлял, а чтобы была как бы то насущная необходимость, требование духа времени и самого положения дел в данную эпоху.
     Но я хочу предостеречь всех православных христиан, чтобы не суетились, не создавали себе лишних страхов, не боялись всего этого. Не страшитесь и не бойтесь! Христос победил диавола, Христос его упразднил! И Церковь будет стоять до Второго Пришествия Господня. Не надо охать и ахать, потому что человечество подвело себя уже к этой черте и уже не может Дух Божий пребывать в людях сих. И надлежит всему этому быть.
     Нас Господь предупредил, но только в этих ситуациях надо вести себя очень мудро, благоразумно, без суеты, с молитвой, и обязательно Господь умудрит. Ведь сейчас духовных лиц, старцев мало. Уже будем просить все вместе Господа, чтобы Он обильно посылал нам в эти тяжелые времена Духа Святаго, чтобы Сам Дух Святый умудрял, наставлял нас, как вести себя в конкретных ситуациях, чтобы не удалось лукавому толкнуть нас на какие-то непоправимые шаги.
     Поэтому - не бойтесь, живите в чистоте, пребывайте в Церкви Христовой, живите по-христиански, призывайте Духа Святаго Божия, и Господь обязательно умудрит, укрепит и придаст мудрость, даст ответ на всевозможные вопросы.
     Господь сказал: «Се, Я с вами во все дни до скончания века». Аминь.
     В.П.Ф.: Спаси, Господи. В завершение нашей беседы, владыка Серафим, я хочу вспомнить, что сегодня и в России, и на Украине идут множественные суды по защите права человека пользоваться во всех общественно-государственных отношениях своим именем, в защиту своей богоданной свободы.
     Знаем, что принято очень много положительных решений по этому поводу в пользу православных истцов. Коль даже земной человеческий суд определяет это действие как преступное, так что же говорить тогда о судах Божиих? Значит, все-таки мы видим подтверждение своей правоты. Наверное, мы все же должны это зло и действием каким-то обличать, не просто молиться и поститься, а по тому, как нам открывает Господь, и действовать?
     Вл. С.: Конечно, мы, православные христиане, должны заявлять свою позицию через определенные судебные органы. Мы должны заявить о себе, что мы все-таки правы, мы стоим на официальной платформе законности, и то, что совершается ныне, - это противозаконные действия.
     Но я хочу здесь сказать о другом, очень важном: более всего должны бояться руководители различных органов власти, предприниматели, бизнесмены. Мне кажется, что в первую очередь им нужно бояться и защищать себя. Ведь как они не понимают того момента, что от них отнимается власть, от них отнимаются деньги - самое дорогое для них? А они еще и поддерживают эту систему!
     В первую очередь они должны бояться и защищать себя, а не православные христиане! Христос защитит Церковь, и нам нечего бояться. А вот им надо бояться и защищать себя.
     В.П.Ф.: Сейчас планируется в каждом государстве создать электронное правительство, тогда не будет нужна России - Государственная Дума,
     Украине - Верховная Рада, правительство сократится до минимума, потому что там будут только люди, которые смогут управляться с электронной системой. Вот к чему дело-то идет, и мы это видим по решению на последней встрече государств «Большой восьмерки» в городе Эвиане. Там совершенно четко говорится, что уже будут упраздняться такие понятия, как национальные государства, и соответственно те люди, которые заведуют национальными отраслями, будут просто не нужны в новом информационном обществе.
     Вл. С.: Конечно, безусловно, мы защищаем не себя. Они почему-то не понимают одной элементарной вещи: что мы не себя защищаем, а в первую очередь - Истину Христову, чтобы эта Истина не была поругана. Но в данном обществе и в любом государстве мы в первую очередь защищаем имущих власть, имущих деньги, авторитет, влияние, дачи и прочее богатство земное, материальное. Это самое дорогое, на что они уповают. Они же потом, если потеряют это, пойдут на самоубийство, потому что Бог их - это богатство. О Боге истинном они не знают, христианской жизни не ведут.
     И должны все понять, что Церковь в общество всегда вносила только благодатную струю для оздоровления этого общества. В данном случае Церковь сдерживает его, чтобы оно не покатилось уже в пропасть, внезапно не настал день кончины всего мира.
     В.П.Ф.: Спаси, Господи, Владыка, и благословите наших слушателей.
     Вл. С.: В первую очередь я хочу пожелать всем слушателям восприятия обильной благодати Духа Святаго, Который носит в Себе Премудрость Божественную. И вот эта Премудрость, если каждый попросит себе от Бога, научит, вразумит, исправит положение дел.
     Только еще раз призываю всех к покаянию. Кайтесь, как бы утопаем, как бы горим - вот так нужно взывать ко Господу!
     Если Русь Святая помолится и будет взывать ко Господу о покаянии, о помиловании, то, конечно, Господь помилует, Господь простит грехи и неправды нашим соотечественникам и опять-таки пошлет Духа Святаго для того, чтобы обновить лице земли.
     Пусть благословение Божие будет всегда с вами. Да утешит вас Воскресение Христово.
     В.П.Ф.: Спаси, Господи! Да хранит Вас Бог, дорогой возлюбленный о Господе Владыка, и многая Вам лета и проповеди Божией народу Христову.




на главную