СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ

«Если человек хоть раз
имеет общение со старцем
через письмо или устно,
через другого, то он блажен.
Но если Господь сподобит тебя
личного общения со старцем
и утешения от него, то ты – трижды блажен».

     Читая о жизни подвижников благочестия (или проще – старцев) задаю себе один и тот же вопрос: «Для чего нам даются от Господа Богодухоносные старцы?»
     Жизненный путь старцев, как правило тяжел и скорбен; усеян отнюдь не розами (как может показаться на первый взгляд), но все они несут свой крест безропотно воссылая благодарение Создателю за «всё происходящее с ними».
     Их жизнь посвящена не себе, а служению другим. Она проста и открыта, но…порой…непонятна для других. Люди спрашивают: «Зачем старцы взваливают так непомерно много на свои плечи? Жили бы как все»! Временами старцы чувствуют на себе откровенную вражду, раздражение, непонимание со стороны окружающих их людей. Доходит до зависти и клеветы. Но всё это они со смирением принимают, кротко прощая своих обидчиков. И здесь не слабость их характеров (как иногда утверждается), а величие и сила духа. По-другому они не могут, не умеют.
     Мы мирские люди, в подобных ситуациях ведем себя несколько иначе. Не правда ли?
     Старцы… от самого этого слова веет стариной и чем-то непостижимым загадочным и неземным. Но почему Господь наш отметил своей благодатью этих людей? В чем кроется тайна? Чем отличаются они от всех нас? Эти и много других вопросов созревают в голове по мере того, как задумываешься о них и их жизни и думается, что жил они не в наше время, а в других веках и как счастливы те, кто встречался со старцами и следовал их советам.
     Но, милостью Божией, оказывается, что и в наши дни были и есть такие Божии люди. Таков был и пензенский старец – схиигумен Алексий, почивший 8 января 2005 года.
     Всю свою жизнь проведший в инвалидной коляске – удивительно лучистый человек со светлой душой и наделенный от Господа всеми благодатными дарами: знанием воли Божией, прозорливостью, исцелением болезней и изгнанием бесов. Батюшка помогал всем страждущим, только ничего не мог сделать для себя или не хотел?
     Старец Алексий духовно «окормлял» тысячи людских душ и брал на себя грехи и немощи людей искавших его помощи. Он страдал и мучился за «други своя», исполняя заповеди Господа нашего.
     Каждый день жизни – это битва за спасение душ с миродержателем века сего.
     Немощное тело…, но какова сила духа!!! Непомерные физические усилия и сколько душевного тепла было роздано тысячам людей и на всех хватало мудрости, терпения. Каждый человек для с. Алексия был особенным неповторимым…образ и подобие Божие. Таковы отзывы духовных чад и тех, кто сподобился общения со старцем Алексием при его жизни. С ними он был добр и снисходителен к их немощам, укрепляя страждущих даже внешним своим видом.
     Его звали лучом солнца, обогревающим и светящим в наше хладное время, когда охладели для нелицемерной любви наши души. Мы стали называть словом «любовь» антипод любви. А батюшка излучал неземной свет и к нему тянулись люди, каждый со своей бедой или проблемой, интуитивно чувствуя, что не уйдет неутешенным. От батюшки исходила сила, привлекавшая людей более чем чудеса. Старец Алексий – кто он? Где та грань между видимым и невидимым, обычным и чудесным.
     Старец был не только благодатным молитвенником на земле за всех людей, но и проводником между Богом и людьми, подчас сдерживая праведный гнев Божий своими молитвами ко Господу.
     Старец схиигумен Алексий (в миру Михаил Иванович Шумилин) родился от благочестивых православных родителей Иоанна Григорьевича и Анны Алексеевны Шумилиных 10 ноября 1930 года с тяжелым физическим недугом, из-за которого его ноги никогда не коснулись земли, а руки самостоятельно ничего не могут делать. В семье детей было четверо. Михаил – старший. Семья верующая, которая проживала в с. Ломовка Лунинского р-на Пензенской области в большом пятистенном доме. Попала под раскулачивание. Лишилась крова, живности и – некоторое время жило в землянке.
     Затем – война и военные трудности. Семья остается без главы семьи (получена похоронка). С самого раннего детства Михаил познал все превратности жизни. Сначала от жестокосердных ребят: палкой тыкали в рот, в глаза, обидно дразнили, бросали в него (безпмощного) грязью. А его защитой была только уединенная молитва.
     Семья испытала на себе всякого рода лишения и голод. Но храм Божий почитался этой семьей сугубо. На службы в храм мама носила Мишеньку (12-и лет) на руках. Он так на ее руках и вырос.
     У Мишеньки очень рано обнаружились духовные дарования: дар рассуждения, устремленность к Богу и любовь к уединенной молитве. Примерно с семи лет с ним стали происходить чудеса. Одновременно Михаил начал давать советы людям, приходившим к нему с вопросами и вместо обузы для семь становился ее опорой.
     После войны Михаилу около 15 лет. И уже тогда люди ехали к нему за помощью, советом. В 22 года решает уехать из дома на проповедь, оставаясь таким же безпомощным физически.
     По приезде в Пензу жил у разных людей. Пища была скудная, смолоду батюшка мучался болями в желудке, но никогда не пил лекарство и строго соблюдал пост.
     Окружающих его людей всегда учил бороться со своими страстями и делать добрые дела, за это человеконенавистник дьявол мстил батюшке, посылая на него гонения. Поэтому приходилось часто менять местожительство. Но всегда Благий наш Господь посылал своему служителю приют и паству, которую батюшка согревал своею любовью. Люди вслушивались в каждое его слово, ему верили. В Михаиле всё было чисто и свято. Разные верующие люди окружали его: были образованные и состоятельные, маловерные, которых приводила к нему личная беда, но больше всего – болящих, убогих, бедных, простых людей. Батюшку называли «отцом больных и несчастных». Он тихим словом смирения, любви проникал в душу и открывал ей путь ко спасению. Его любовь к людям – велика и глубока. Он напоминал человека апостольских времен.
     Про себя батюшка говорил, что неучен, такой же как апостолы.
     Но как много было дано ему от Господа за его кротость и смирение.
     Случаев помощи по его молитвам – величайшее множество. Они собирались при жизни, собираются и сейчас – по его смерти. Но нам запомнился один. Община Царственных мучеников никак не могла получить благословление от правящего архиерея ещё Воронежско-Липецкой епархии, хотя власти города давали разрешение на строительство храма-часовни Св. Царственным Мученикам. Мы пришли к старцу, на ул. Титова одна из его духовных чад принимала старца, мы спросили старца получим ли мы благословение он уверенно ответил что получим, тогда он уже предвидел духом, что епархия разделится и во главе Липецко-Елецкой епархии станет Владыка Никон не раз принимавший его в Задонском монастыре. Когда образовалась Липецко-Елецкая епархия Владыка Никон благословил строить храм-часовню Св. Царственным Мученикам. Но один случай меня очень сильно поразил. Когда бес заговорил со старцем и признался, что до того как стал злым духом и отпал от Господа нашего – хорошо пел и славил Бога на небесах. Батюшка предложил ему спеть величание Богородице. И тот спел, после чего (со слов старца) Господь помиловал его и опять забрал на небо. То есть произошло величайшее чудо Господь, такой любвеобильный и всепрощающий, что помиловал даже нечистого духа – за исповедание его Пречистой Матери.
     Да будет это случай из жизни батюшки нам в назидание! Не пора ли и нам задуматься над своей жизнью, а подумав и проанализировав оную, попытаться жить по совести, по заповедям Божиим, а не по своим меркантильным похотям?
     Жить для других, а не только для себя и – себе. Дарить тепло души своей. Так жил старец с. Алексий и слова Господа: «Сила Божия в немощи совершается» полностью на нем сбылись.
     А чем мы оправдаемся пред Господом? Мы, которым Господь дал: здоровье, здравый смысл, свободу и свою неугасимую любовь к нам, спасая нас посредством старцев и их жизненных примеров. Вразумимся ли?
     Станем ли искренно каяться во всех своих грехах?
     Послужим ли «ближнему своему» или расточим таланты данные нам Господом напрасно?

Татьяна РОМАНОВА
(По материалам книги «Приидите ко мне все труждающиеся»)


на главную