ОТ ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
ДО ИПАТЬЕВСКОГО ДОМА
(храма на крови святых Царственных Мучеников г. Екатеринбург)

     В преддверии Царских Дней от Ипатьевского монастыря Костромы до храма на крови СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕННИКОВ (Ипатьевского дома г. ЕКАТЕРЕНБУРГ) прошел крестный ход. Более 2000 километров по пяти епархиям Православной Церкви пешие паломники преодолели за два с небольшим месяца. Его называют самым трудным и протяженным в православной России. В этом году молитвенное шествие было посвящено 1150-летию российской государственности. О своих впечатлениях рассказывает организатор крестного хода полковник казачьих войск Юрий Берников.

     - Мне кажется неслучайно, что молитвенное шествие в этом году началось 6 мая в день памяти святого Георгия Победоносца в Ипатьевском монастыре Костромы. В организации крестного хода вам помог как будто ангел-хранитель?

     - Конечно, без Божьей помощи не совершается ни одно дело, а тем более такое важное как крестный ход. Ипатьевский монастырь Костромы называют еще и «колыбелью» Дома Романовых. Именно в этой обители началось их трехсотлетнее царствование. Ну, а закончилось оно, как известно, на Урале – в екатеринбургском доме Ипатьева сейчас уже храме Святых Царственных Мучеников сейчас .

     Нынешний крестный ход прошел по благословению Председателя Синодального Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. Низкий ему поклон! В своем обращении к участникам молитвенного шествия священник выразил надежду, что пройдет оно в мирном и молитвенном духе, помогая православным мирянам должным образом почтить годовщину 1150-летия Российской государственности. Крестный ход стал еще и исповеданием Православной веры, единением народа в молитвенном общении.

     - Весь путь от Костромы до Екатеринбурга прошли 12 человек. Но ведь к вам часто присоединялись желающие почтить Царскую семью?

     - Некоторые шли несколько дней, другие - несколько недель. Как правило, в городах Кострома, Киров, Пермь, Екатеринбург и крупных населённых пунктах крестный ход набирал несколько сотен человек, а вот дальше, по маленьким населенным пунктах – а это большая часть пути – нас было двенадцать.

     - Юрий Николаевич, в чём выражался покаянный характер крестного хода?

      - Несмотря на то, что этот крестный ход покаянный, его участники главной своей целью видели все-таки миссионерство и возрождение русской традиции проведения крестных ходов. Сегодня наш народ утратил истинный дух Христов и смысл своего существования на земле, потому и вымирает. И это величайшее из бедствий. Если верующие встанут в ряды крестных ходов, наполнят собой храмы, чтобы, помня слова Святейшего Патриарха, призывать на помощь Господа, Богородицу, святых, а огнем нашей веры, молитвы выжигать всякую нечистоту в наших сердцах, в нашей жизни и наполнить жизнь делами истинно добрыми, спасительными.

     - Что самое сильное в крестном ходе?

      - Конечно же, молитва, совместная молитва многих людей о России, в течение недель и месяцев непрерывно вопиющих к Богу о помиловании. Это общая соборная молитва людей, обладающая, по слову Евангелия, величайшей силой.

      - Многие, в том числе и верующие люди дерзают добавлять слова к молитве крестного хода. И говорят, что так будет правильно. А с какой молитвой должно совершать крестный ход?

     - Крестный ход мы совершали с Иисусовой молитвой. Но звучит она буквально так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» Таков ритм крестного хода . Это уже проверено многими нашими крестными ходами.

     - Какие иконы участвовали в крестном ходе Кострома-Екатеринбург? И о чем все-таки думалось в столь длинном пути?

     - Весь путь с нами прошли

      Донская икона Божьей Матери,

      Надымская казачья икона св. Царя-Страстотерпца Николая II, св. Великомученика Георгия Победоносца. У нашей иконы Богородицы на лике уже по завершении крестного хода мы увидели крылья. Так Божья Матерь и несла нас на крыльях.

      Весь наш путь был пронизан великой скорбью о царственных мучениках. Есть события, которые потрясают даже бездушные стихии. Сам Господь творит тогда суд над ними. Таково было первое убийство Каинова. Таковы многие другие тягчайшие преступления. К ним относится и страшное цареубийство в Екатеринбурге. За что был преследуем, оклеветан и убит Царь Николай II? За то, что он был Царь Милостью Божией. Так верил православный русский народ, так учила Православная Церковь, так сознавал и ощущал Царь Николай. Он был весь проникнут этим сознанием. Он смотрел на свое несение Царского венца, как на служение Богу. Он это помнил при всех своих важных решениях, при всех возникавших ответственных вопросах. Государь до дна выпил чашу своих страданий. Но кто с Христом страдает, с ним и прославится. На Государе сияет венец ВЕЛИКОМУЧЕННИКА , последовавшего с крестом своим за Сыном Божиим. Целью крестного хода Кострома-Екатеринбург было пробуждение в народе покаяния за грех нарушению клятвы русского народа 1613 года .

     - Говорят, не обошлось молитвенное шествие и без искушений?

     - Это действительно так. Мы прошли несколько дней, и одному из крестоходцев, несущему фонарь, вдруг стало плохо. Его срочно доставили в больницу, а потом в Липецк. У него случился инсульт. Человек он закаленный, привычный преодолевать большие расстояние. И тот крестный ход был для него не первым в жизни. Тем не менее, случилось то, что случилось. Сейчас он, Слава Богу, на ногах, посещает богослужения в храме, занимается благими и полезными делами. Вообще первые дни были проверкой на прочность. Отсеялись те люди, которые пошли по каким-то амбициозным соображениям, чтобы что-то кому-то доказать, выделится. Любой крестный ход большой ли малый - настоящее испытание духовных и физических сил человека. И нужно быть к этому испытанию готовым. Поведение некоторых участников крестного хода просто удручало.

      - А чем так не понравились участники ?

     - Был один человек, который шел быстро, не считаясь с тем, как идут остальные участники. И после бессмысленных замечаний укротить ненужный пыл, мы попросили его уйти. Понятно, что у нас свобода передвижения. Но в данном случае это правило неуместно. Зачем же тогда идти за иконой? Если идёшь в крестный ход – нужно следовать всеобщему ритму и послушанию , и молиться соборно. Иначе ты идёшь сам по себе.

      Удивляло, что многие вели себя как заблагорассудится, спорили, когда им делали замечания. Такое ощущение, что люди просто не знакомы с понятием дисциплины. Конечно, тяжело было всем. Но это не отменяет Устава крестного хода. И если в расписании обозначено время выхода, значит это правило должно выполнятся, иначе мы бы выбились из графика. А ведь в каждом селе, к вечеру, нас ждали священство, прихожане.

     Хочется, чтобы крестный ход действительно был крестным ходом, чтобы люди помогали друг другу, думали не только о себе.

     Была и опасность для жизни. Уже на подходе к Екатеринбургу паломников чуть не сбила фура. Но по молитвам к Пресвятой Богородице и Царственным МУЧЕННИКАМ , с помощью Божией мы преодолевали искушения и продолжали двигаться вдоль федеральной трассы на восток.

     В среднем в день мы проходили от 24 до 50 км. «Десятки километров в день, непогода и неудобства не страшат верующих, идущих с молитвами», - писали на различных сайтах и в газетах. Но это не так. Мы же живые люди. И ноги растирали в кровь, и мерзли, и мучились от жары, болели стертые до крови ноги. В Кирове-Чепецке попали под ливень. Это было то состояние, когда мы настолько промокли, что было все равно. Да и где укрыться от ливня в чистом поле.

     - Вот тут самое время послушать советы паломника с опытом…

     - На самом деле они очень простые. Как показала практика, весь крестный ход можно пройти в одной паре обуви, но лучше иметь две пары. Если погода сырая и прохладная, лучше всего кожаные кроссовки или ботинки, которые позволяют ходить по грязи. Если сухо и жарко, то можно тряпочные кроссовки или сандалии с пяткой. Что касается обычных хлопчатобумажных носков, берите их, чем больше, тем лучше. Чем чаще носки меняете, тем меньше вероятность натереть мозоли. Многие паломники все проблемные места на ногах заранее заклеивают пластырем, и это действительно помогает.

     На голову лучше надеть кепку с козырьком или широкополую шляпу. Часто днем бывает ветрено и солнечно, в такую погоду сильно обгорают нос и уши. Бывалые паломники берут с собой крем от загара. А вот в ночное время и ранние утренние часы, когда холодно, лучше надевать теплую спортивную шапку.

     - Вспоминается рассказ одного из паломников, который собирался проводить вас и вернуться перекрыть крышу дома на садовом участке. Но на все воля Божья. Этот человек не смог вернуться домой.

     - Действительно, тако й случай был. Один из паломников наблюдал за происходящим и гадал, до какого момента смогут продержаться вместе эти люди? Большая часть из «новеньких» должна была обязательно отсеяться, что в общем-то и произошло. Рядом идущие почти единодушно говорили, что вот, мол, пройдут до Пронино (километров 75) и вернуться, но большинство отстали намного раньше, потому что ритм далеко не прогулочный и само действие не развлекательного характера. Ну а этот человек все ждал звонка от сына, на который мог бы сослаться и выйти из крестного хода. И сын действительно позвонил и сказал: «Отец, иди, возвращаться ни к чему. Наш дом сгорел». И тогда он понял, что по воле Божьей должен идти до конца. И больше уже не раздумывал идти или остаться в пути.

     - Юрий Николаевич, наверняка люди, которые встречались в столь длительном пути, неоднозначно реагировали на вас, идущих?

     - Действительно неоднозначно. И порой происходили опять же по милости Божьей удивительные, почти невероятные вещи. Как-то раз нам негде было ночевать. И вдруг нас догоняет частник, содержащий постоялый двор и приглашает переночевать в гостинице. Встретили нас как долгожданных гостей. Баня, сытный ужин, чистые постели. Но что удивительно, даже в таких невероятно комфортных для крестного хода условиях, спишь очень мало. Сказывается, усталость многих напряженных дней, от усталости гудят ноги, и ноет все тело, беспокоит ответственность за людей. Спал я все эти два месяца чутким полусном часа два-три в сутки, не больше. Как на войне. Подъем очень ранний. В пять часов уже на ногах. А бывало и такое: люди выстроятся вдоль дороги и смотрят не по-доброму. Что думают, не говорят. Но не нравится им крестоходцы. Не подходят к иконам. Молча провожают или просто отворачиваются и уходят. А в одном селе священник так и сказал: «Лучше б работали!». Но большинство благодарили и поддерживали духовно. Когда шли по территории Вятской епархии на несколько дней слились с Вятским крестным ходом. И идти, ощущая духовное единение со многими и многими верующими, было намного легче.

     - Являлись ли чудеса Божьей благодати?

     - В каждом крестном ходе они есть, просто это не всегда замечаешь. В Зуевке (Вятская епархия) к рабе Божьей Елене явился наш святой царь Николай и провел ее в Храм , провел через иконы крестного хода потом что – то ей дал покушать , после чего ей стало лучше ,а то трое батюшек держало Елену не могли причастить. ЦАРЬ МУЧЕННИК – НИКОЛАЙ снял с нее болезнь легкой рукой, Уже в следующем селе Фаленки Елена смогла не только войти в храм, но и причастилась, чего по немощи своей долго не могла сделать. Мы пронесли над ее головой образ Надымского царя и потом она рассказывала Священнику о. Виктору как иголками меня всю пронзило , прежде болящую возили на отчитку и даже старцы уже не брались за Елену.

     - Еще говорят, что крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить людей?

     - Не только людей, да и все, что потребно им для жизни: дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Для нашей Православной России крестные ходы — это не только добрая традиция шествия православных с песнопениями и совместной молитвой, но это и исповедание веры Православной, и единение народа в молитвенном общении с Церковью. Сегодня антицерковные силы опасаются усиления Православия в стране, их пугает возрождение национального самосознания и массовой народной инициативы. Такие люди немногочисленны, но некоторые из них обладают влиянием и готовы использовать свои финансовые, информационные и административные ресурсы для дискредитации иерархов и клириков, для порождения расколов и отторжения людей от храмов.

     Нужно пробуждать в людях глас Божий – совесть, призывать к покаянию и постараться возродить исконно русские традиции проведения Крестных ходов.

     Крестный ход – это массовое богослужение, когда храмом становится вся природа: небо – купол, а человек – пламенеющая к Богу свеча.

     Старцы говорят: «Пришло время нашей соборной молитвы, общенародных Крестных ходов, Святая Русь не простит нам, если будем бездействовать».

     - Говорят, сильно изменились за это время и сами крестоходцы?

     - Да мы пришли в Екатеринбург совсем другими людьми – более терпеливыми, и быть может, смиренными.

     После этих слов мой собеседник надолго замолкает, как будто обращает взгляд внутрь себя.

      Людмила Севостьянова


Давайте все действовать, ходить крестными ходами. Мы можем организовать крестные ходы.

Зовите, будем рады, принесем наши МИРОТОЧИВЫЕ ИКОННЫ,
Тел. для контактов: 8-915-550-50-11.

                         Реквизиты липецкого отделения СБ РФ 8593
                         ИНН 7707083893
                         БИК 04420 6604
                         КПП 48220 2001
                         0КПО 09156429
                         К/СЧ 30101810800000000604 ФИЛИАЛ 8593 / 070
                         Р/СЧ 30301810035000601300













на главную