В БОГОЛЮБОВО, В ГОСТЯХ У АРХИМАНДРИТА ПЕТРА

     Как не посетить Боголюбово - это особое место на Русской Земле, освященное явлением Пресвятой Богородицы, в год 900-летия благоверного князя Андрея - фактически первого русского царя? Тем более, что в этом же году исполняется 85 лет духовнику обители знаменитому старцу о. Петру (Кучеру)!

      Решили выехать рано утром, чтобы успеть к началу службы. В дороге подумал: "ну кого мог бы я назвать своим отцом после смерти своего родите¬ля, раба Божия Сергия?". Долгое время таковым воспринимал старосту нашего храма "Никанорыча" - Кузнецова Владимира Никоноровича - потрясаю¬ще яркого, талантливого человека. Год, однако, уже как его нет в живых... Сиротство, а потребность в отцовстве есть.

      Прощаясь на днях в конце поездки в Тбилиси с почетным попечителем нашего храма, самым знаменитым грузином, выдающимся режиссе¬ром Ревазом Давыдовичем Чхеидзе - сказал ему: "Вы не только "отец солда¬та" (он режиссер знаменитого фильма "Отец солдата" - иг. К.), но и "отец игумена". Реваз Давыдович улыбнулся, обнял меня и сказал: "так и есть". И вот еду в Боголюбово и думаю: "а из духовных лиц кого бы я назвал своим отцом". Спросил себя, и сердце мгновенно отозвалось: "Отец Петр Боголюбский". Каково же было мое удивление, когда за трапезой о. Петр, обращаясь ко мне, назвал меня своим сыном...

      ...Стою в алтаре огромного монастырского собора. В окно видны княжеские палаты - здесь принял мученическую кончину благоверный князь Андрей Боголюбский. Там на ступенях до сих пор проступает его кровь.

     Учась в школе, я, рассматривая фото храмов Владимиро-Суздальской Руси (учебник истории для 7-го класса), ощутил небесную гармонию, почувствовал неземную музыку, а ведь их строителем был св. князь Андрей. Да, только сейчас я осознал все его величие и значение для нашего Отечества. Он построил более 30 храмов и монастырей, вкладывая в это до половины расходов княжества.

      Немаловажный факт: князь Андрей, по повелению Богоматери, из Вышгорода направился в Киев - на северо-восток и основал здесь новую столицу Руси. Стало быть, все промыслительно. Получается, что украинские националисты «прут против рожна», настаивая на своем первородстве. В главном соборе обители, освященном в 60-е годы XIX в. святителем Феофаном Затворником, обратило на себя внимание то, что роспись в академическом стиле, а иконостас в древнерусском. Ну и, слава Богу, хорошо, что не пошли на поводу контролирующих инстанций, как это случилось с Троицким собором Данилова монастыря («роспись диктует и стиль иконостасов»), и иконостасы изготовили в каноническом стиле. Надкладезная часовня на месте явления Божией Матери.

      Не собирался ночевать, но о. Петр настоял, с тем, чтобы утром вместе с ним служить литургию…

      Евангелие, после прочтения его иеродиаконом, старец передал мне, я зашатался под его тяжестью. На сугубой ектенье прошения благодарственные и о болящих читал сам о. Петр. На ектенье поминают всечестную игумению Антонию с сестрами яже во Христе и братию святаго храма сего и еще: православное наше Отечество. Чтение Евангелия старец слушал, оперевшись о край престола. Огромная чаша была с Кровию до края, у меня даже были опасения. Херувимская исполнялась по частям дважды. Старцы друг друга исповедовали. На заключительных словах разрешительной молитвы о. Петр осенял о. Гавриила, прижимая крест к его голове. Отец же Гавриил делал на голове о. Петра, накрытой епитрахилью, крестообразное движение крестом в вертикальном положении.

      Обратил внимание на то, что благодарственные молитвы читаются не по окончании литургии, а включены в нее - читаются после "Буди Имя Господне". Вряд ли это оправдано. По окончании причащения иеродиакон громко троекратно возгласил «алиллуия».

     "Батюшка можно с Вами сфотографироваться?" - спрашиваю о. Петра. "Нет!», – решительно отказывает о. Петр, - «Я не фотогеничен». Я возражаю, а он удаляется. Жаль! Сколько прекрасных ракурсов было на литургии! Вот старец сидит согбенный, вынимает частицы из просфор, а вот стройный, поджарый, высоко подняв Евангелие, возглашает «Благословенно Царство». Сосредоточенный, погруженный в молитву. Ощущение духовной силы. «Купайся в источнике, помазывай руки соборным маслом», - это мне в связи с болезнью витилиго. На вечернюю службу о. Петр задержался. Я, наблюдая, как он шепотом, серьезно устав, произносил отпуст литургии, вздремывал за трапезой, выходил, пошатываясь из-за стола, подумал: «Наверное, плохо себя чувствует. Не случайно он еще сказал о трудностях жизни после 80-ти». Какое же было мое удивление, когда старец на вечерней службе опять бодр. «Я был на полях. Страшная жара – надо было утешить и поддержать тружеников». Сострадание – вот одно из главных качеств о. Петра. "Ба¬тюшка строгий, но жалостливый" - сказал иеродиакон Варлаам. Кстати, он 10 лет ежедневно служит литургию. И о. Петр ежедневно причащается мно¬го лет.

      О. Петр очень извинялся за то, что, когда я был в обители осенью, он уделил мне мало внимания. Очень приятно было ему, что мы земляки - оба с Донбасса, с Артемовсков - я с Луганской, а он с Донецкой области. "Большая беда будет" - это по поводу тенденции к автокефалии Украинской Церкви. Оценил наше стояние, непринятие ИНН на храм - "я к Вам приеду" - сказал в связи с этим о. Петр.

      Рассказал батюшке, как совершается чин прощения в конце полунощницы и павечерницы по-старому обряду: священник, произнеся отпуст, глаголет: «Благословите отцы святии и братия и простите мне грешному, вся, елика согреших в нощь сию (день сей) душею и телом, словом и делом и помышлением и всеми моими чувствы». Чтец (в положении ниц): «Бог тя простит и помилует честный отче. Прости мя отче и благослови, вся, елика согреших во вся дни живота моего и в сей день (сию нощь) душею и телом, сном и леностию, помрачением бесовским и т.д.». О. Петр на это отреагировал: «И мы так делаем на службах в подворье монастыря».

     Обратил внимание на манеру о. Петра общаться, будоражить присутствующих на трапезе, подключая их к общему разговору.

      Интересный штрих к портрету батюшки: к его 85-летию ему преподнесли 85 роз. Его реакция: «вместо сорока роз из этих 85-ти надо 40 раз палкой ударить меня, т.к. до 40 лет Бога я не знал».

      Были ли искушения в поездке? Они всегда бывают. Мои спутники, пока я трапезничал со старцем, устроили себе собственную программу, исчезли вместе со всеми вещами, книгами и облачением. Жаль, я ведь хотел послужить молебен в обители благоверного князя Андрея по старому обряду. Но игумен Кирилл не был бы игуменом Кириллом, если бы не нашел возможность и здесь оставить старообрядный след. И вот в алтаре, на павечернице у иконы св. князя я прочитал ему канон по-старому. Пропел еще старинным распевом и там, где он принял мученическую смерть и в часовне, которую построили уже в наше время - на месте, где было обнаружено его тело.

      Раньше монастырь был мужским. В 1996 году 63 монахини и послушницы с о. Петром поселились в обители. Батюшка вникал во все детали ремонта и реставрации. Храм Покрова на Нерли был скитом монастыря. Современный вид его еще более прекрасен, чем он был до революции. В обители некоторое время находилось тело св. Александра Невского, умершего на обратном пути из Орды. Бывали в обители святители Петр и Алексий, преп. Андрей Рублев, Иоанн Грозный и Петр I. По преданию преп. Серафим Саровский получил диаконскую хиротонию в Боголюбской обители. Были в обители Дмитрий Пожарский и Александр Суворов. Последним настоятелем обители был епископ Афанасий (Сахаров) - до 1923 года. Затем наступила разруха. Сейчас в обители 170 насельниц.

      В полночь звонили в колокол, призывая к молитве о восстановлении православного самодержавного царства.

      Собор вмещает до 5 тысяч человек. Столько же бывает на праздник Боголюбской иконы. Около тысячи человек причащается. Из многих десятков оскверненных сельских храмов первым восстанавливался храм в селе Янево, ставшем подворьем монастыря. Здесь в 20-е годы отказались принять крестный ход. В начале работ нашли ту газету, где говорилось об отказе принять крестный ход.

      Утром во время 3-го часа был слышен заливистый радостный трезвон.

      В конце нашего пребывания почувствовалось небольшое брожение у насельниц обители в связи с тем, что я и мои спутники, не скрываясь, открыто крестились двуперстно и носили лестовки. Одна монахиня сделала замечание отроку Даниилу – участнику поездки. Другая сокрушенно вздохнула: «Неужели они не почитают Святую Троицу?» (!). И это притом, что в самой обители икона Спаса справа от царских врат и ряд святых изображены с двуперстием! Иеродиакон Варлаам, сразу все адекватно воспринявший, извиняясь, говорил нам на прощание: «Вы уж не обижайтесь – матушки просто непросвещенны в этом вопросе». А мы за 20 лет уже ничему не удивляемся, а только сожалеем, что наше древнее духовное богатство, так нужное для возрождения нашего Отечества, пока еще очень слабо востребовано. Но капля точит камень – и, если наше посещение Боголюбской обители послужило такой каплей, то мы очень рады.


на главную