ДА СПАСЕТСЯ РУСЬ КРЕСТНЫМИ ХОДАМИ

Молитвенный путь к Тихону Задонскому – акт возрождения и укрепления Православия и духовности

     19 августа, в 10 часов, от Христорождественского собора Липецка вот уже в девятый раз отправился Крестный ход до Задонска. Этот путь был необычным. Крестоносцы посвятили его 400-летию Задонcкого Рождество-Богородицкого монастыря и прибытию по случаю торжества, связанного с этой датой, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

ДЛИННЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ К СВЯТИТЕЛЮ

     Возможно, поэтому по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона руководитель Крестного хода, подполковник казачьих войск, член Центрального Совета НПФ «Память» Юрий Берников выбрал нетрадиционный, а более сложный и протяженный маршрут. Вот уже несколько лет он собирает православных христиан в нелегкую дорогу. Руководитель этого трудного, но благого дела берет на себя ответственность за всех немощных, детей, стариков, которые, уповая на Господа Бога и Пресвятую Богородицу, пешим ходом отваживаются дойти до святых мощей Тихона Задонского.

     - Мы должны войти Крестным ходом в те села, где порушенные святыни земли Липецкой и Елецкой восстанавливаются с огромными трудностями. Эти храмы сегодня требуют нашей помощи и самой сильной молитвы крестоходцев, - объяснил перемену традиционного маршрута наш руководитель Юрий Берников. – И владыка со мной согласился.

     Если обычно мы делали остановки на ночлег в селах Ленино, Крутые Хутора, и Варваро-Борки, то на этот раз первой остановкой в пути стало село Бруслановка, затем Донское, Ериловка. Не миновали и Елец – город церквей, посетив Вознесенский собор, и переночевав в нижнем пределе величественного храма, после утренней трапезы двинулись в село Большие Извалы. 24 августа наш Крестный ход после 15 часов пришел в Задонск.

     Заранее было просчитано, что путь от стартовой точки до «Второго Иерусалима» порядка 200 километров. И нам, крестоходцам, нужно было преодолеть этот путь в шесть дней с учетом того, что в каждом храме из сел, что проходили паломники Крестного хода, совершался либо молебен либо богослужение.

     Зазвонили колокола главного кафедрального собора Липецка и мы отправились в нелегкий путь с непрерывными молитвами. «Господи, Иисусе Христе сыне Божий, помилуй нас, Пресвятая Богородице, спаси нас! Святый царю искупителю Николае, моли Бога о нас! Святителе отче Тихоне, моли Бога о нас!» - пели в пути на одном дыхании. На привалах читали акафисты, подкрепляя себя духовно.

      Впереди несли длинный шест с фонариком, внутри которого горела свеча, символизирующая единение верующих. Православные несли хоругви с изображением Иисуса Христа и Божьей матери, а также флаги дореволюционной Руси, национальный русский стяг чёрно-золотисто-белый триколор. А впереди иконы святителя Тихона Задонского, преподробного Серафима Саровского, Сергия Радонежского, тёмная, старинного письма, икона Святого Георгия-Победоносца, образ царевича Алексея. В центре, следуя традиции, люди несли икону, восхищающую всех, кто встречался нам на пути - Царственную казачью чудотворную икону царя Николая II. Великомученик царь словно плыл над людской массой, над селами, городами и весями, которые мы на протяжение долгих шести дней проходили, не щадя усталых ног и рук. Образ царя-искупителя, пропутешествовавший ни в одном Крестном ходе по России, впечатлял и весом – 100 килограммов - и размерами - двухметровой высотой.

ЛЮБОВЬ РОЖДАЕТСЯ В ПУТИ

     Многие несли домашние иконы Божьей матери, Тихона Задонского и другие дорогие сердцу образы. Но все мы были счастливы идти вместе со святым образом Государя. В крестном ходе принял участие атаман, генарал-адъютант конвоя Надымской казачьей иконой страстотерпца царя Николая Сергей Кришталь, казаки из других Российских городов, и множество-множество людей самых разных социальных слоев, присоединившиеся в населенных пунктах, которые мы проходили. Запомнились три 19-летние девушки Ника, Екатерина и Мария, студентки липецких вузов, отважившиеся пойти в дальний путь впервые. Вообще было много школьников, молодёжи, людей среднего возраста и пожилых. Как рассказал Юрий Берников, не редкость, когда в крестном ходу образуются пары, а затем складываются счастливые крепкие семьи. Как считает, сам руководитель Крестных ходов, не обходится здесь без Божьего промысла, и как же это благодатно встретит свою вторую половину на пути к Тихону Задонскому. Яркий пример тому семья дьякона храма Благовещенья Пресвятой Богородицы села Крутые Хутора Сергея Бурякова и Татьяны. Студент Воронежской духовной семинарии Сергей познакомился с будущей женой во время Крестного хода в прошлом году, а нынешней весной их обвенчал настоятель этого храма о. Михаил. Накануне Крестного хода в прошлом году в день Петра и Павла связали свои сердца липецкие журналисты Олег и Алена Фроловы. Несмотря на то, что сегодня Алена носит под сердцем ребенка, она вместе с мужем присоединилась к Крестному ходу и прошла столько, сколько позволили ей силы.

ДОЛГОЖДАННЫЙ ДОЖДЬ

     После молебна в храме великомученицы Татианы, наш Крестный ход покинул пределы Липецка, выйдя через село Косыревка вышли на елецкую трассу. Люди преклоняли колени и смиренно опустив головы, ждали. Когда над ними пронесут благодатные иконы. В первом селе Бруслановка, где была запланирован ночной отдых, крестоносцев встретил настоятель храма Архангела Михаила о. Вячеслав, молодой многодетный священник. Как рассказали местные жители, храм восстанавливается с 2006 года на народные средства. Но народ небогатый, и денег мало. Рады любым пожертвованиям. Утро, 20 августа, также началось с молебна этой церкви, а затем мы отправились в село Донское. Крестный ход шел по трассе, вдоль которой еще не развеялся дым и запах гари от лесных пожаров. И руководитель крестного хода Юрий Берников, видя, какой небывалый ущерб нанесла родной липецкой земле засуха, призвал нас молиться о дожде. К вечеру на подходе к селу Донское, сильно пострадавшему от пожара, тучи сгустились и грянул ливень. Все люди вымокли до нитки, но счастливые, продолжали путь к Богоявленской церкви села Донское. Нас вышли встречать прихожане храма со словами: «Спасибо, родненькие за дождь, это вы нам его принесли. Может быть, теперь прекратятся пожары-то». В селе, как выяснилось, сгорело много домой, и отнюдь не у самых обеспеченных людей.

     В самом Богоявленском храме тоже несколько лет назад был пожар, как раз в то время, когда по распоряжению властей, церковь, имеющую четыре предела, отдали под школу. Власть пошла против воли Господней – вот результат. Реставрационные работы памятника архитектуры идут медленно все по той же причине нехватки средств. Богослужения совершаются только в центральном пределе, остальные три надо восстанавливать. Как рассказал настоятель Богоявленской церкви о. Роман, в XVII веке это село получил от царя Михаила (отец царя Федора Романова) патриарх Филарет, и оно стало называться Патриаршее.

     Филарет (Федор Никитич Романов-Юрьев), патриарх Московский и всея Руси, родился в родовитой боярской семье Романовых. Получил прекрасное по своему времени образование. С 1586 г. начал службу в качестве наместника Нижегородского, а затем и Псковского. Выполнял ряд дипломатических поручений.

     Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали его популярным в народе, его прочили в преемники бездетному царю Федору Иоанновичу. Но Борис Годунов в 1601 г., боясь этого, насильно постриг его вместе с женой в монашество и сослал в древний Антониев Сийский монастырь.

     Филарет смиренно нес крест монаха и в 1606 г. стал епископом с последующим его возведением в сан митрополита. В 1611 г. в составе боярского посольства был послан в Польшу, там взят под стражу и оставался пленником до 1619 г., когда после заключения мирного договора и обмена пленными, получил возможность вернуться на родину. Его торжественно встретили, и Собор русских иерархов предложил ему патриаршество. 29 июня 1619 г. совершилось наречение его в патриарха Московского и всея Руси. Скончался патриарх Филарет 1 октября 1633 г. в глубокой старости.

ОГНЕННЫЙ ДРАКОН

     Утром, 21 августа, мы покинули село Донское и после полудня ступили на елецкую землю. Первым на пути было село Голиково, находящееся на правом берегу реки Сосны и Крестный ход обошел полуразрушенный храм Покрова Пресвятой Богородицы. На крестоходцев произвели впечатление и сам храм с едва держащейся деревянной колокольней, и практически полностью выгоревший сосновый лес с вековыми деревьями. Мы с интересом рассматривали сохранившиеся с 1825 года – времени постройки храма - фрески с изображениями Иисуса Христа и ликов святых. Насчитали боле двух десятков фресок. Лес по-над Голиковым и более 30 домов в соседнем селе Большая Суворовка сгорели нынешним летом.

     А вот Голиково огонь, летевший со скоростью 200 метров секунду, обошёл стороной чудом, а как сами считают местные жители - милостью Божьей.

     - Перед тем как случиться пожару многие односелчане видели в воздухе над деревьями огненные шары, -рассказала нам москвичка Любовь Комаричева (село Голиково – ее малая родина). – Потом в небе появился огненный дракон с языками пламени. Эту страшную картину снял на сотовый телефон мой сын. И тогда мы, верующие, взяли икону Божьей матери «Споручница грешных», и читая ей акафист прошли крестным ходом вокруг храма и по селу. И случилось невероятное: мощный огонь, полыхавший в непосредственной близости, не тронул наши дома. Спасла, нас, грешных, Божья матушка. Теперь чудесный образ украшен золотистыми бусами и висит напротив алтаря.

     - Ну а мы после стихийного бедствия мы, верующие, ходили по селу и собирали деньги на сосновую половую рейку для храма, - продолжает свой рассказ Любовь. - Видите, привезли нам ее. Москвичи обещали дать средства на колокол, чашу для водосвятия и кадильницу. После рассказа Любови Комаричевой чудеса в полуразрушенном храме последовали одно за другим. Когда читали Акафист Тихону Задонскому, его икона заблагоухала. А перед уходом из села крестоносцы вместе с местными жителями на коленях молились царю-великомученику у церковных врат, и вдруг все до единого услышали стройный хор мужских голосов и отчетливые слова: «Господи помилуй!, Пресвятая Богородица, спаси нас, Алилуийя!» Пели как будто на клиросе в храме. Голоса были столь явны, что в чуде не могли усомниться даже истовые материалисты. После чтения акафиста увядшие белоснежные гвоздики, которыми был украшен лик царя Николая II, снова распустились. Заблагоухала и икона преподобного Сергия Радонежского.

МИРОТОЧЕНИЕ АНГЕЛА

     Настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Голиково является 72-летний иерей о. Павел Поваляев. Всего у него три разрушенных храма. Другой храм Александра Невского в столь же зачаточном состоянии реставрации расположен в селе Ериловка, куда мы вошли под вечер 21 августа.

     - Прихожан мало, - посетовал о. Павел. – Когда придут человек 10-12, радуюсь, а иногда приходиться служить одному в пустом храме. А не служить нельзя. Ведь я служу не людям, а Богу. Поэтому для меня большая радость сегодня видеть столько народа на богослужении. Отслужив трехчасовое всенощное бдение о. Павел произнес проповедь о святости. По его мнению, жить по-христиански, возлюбив ближнего своего как самого себя, не так уж трудно! Надо просто стремиться к этому и жить по заповедям Божиим. Утром многие крестоходцы приняли причастие, и получив духовное подкрепление священника-подвижника, продолжили свой длинный путь. Но покидая церковь, Юрий Берников заметил как замироточила небольшая икона ангела, расположенная у алтаря и икона стратотерпца царя Николая. В тот же день о. Павел, уповая на милость Божью, и надеясь на скорое восстановление трёх храмов, вверенных ему, последовал с крестным ходом в Елец и село Большие Извалы, где в чуть лучшем положении находиться сегодня храм Казанской Божьей Матери, состоявший из трех пределов. В главном кафедральном соборе Ельца крестоходцы отслужили молебен и отправились на ночлег в нижний предел собора.

     Село Большое Извалы, куда мы пришли к вечеру, 23 августа, кстати, небедное. Оно было предпоследним на нашем маршруте. Всенощное бдение в церкви Казанской Божьей матери, закончилось почти в 23 часа. О. Павел рассказал, что благословение на восстановление этого храма он получил от владыки. Всю зиму служба шла в помещении храма без окон и дверей. Валил снег, лил дождь. Но благодаря помощи Божьей, появились и окна и ворота, и алтарь. Затем батюшка исповедовал людей, а в четыре утра с первыми лучами солнца началась утренняя литургия, потому что это был последний день Крестного хода, и нам предстояло пройти порядка 30 километров до Задонска. И еще мне запомнились слова Павла Поваляева, сказанные после водосвятного молебна в селе Трубицино на прощание: «Надо восстановить храм в своём собственном сердце. Потому что, если туда заглянуть, то в наших сердцах запустенье, развалины и руины. Идите, с Богом. Ангела-хранителя Вам!"

     Итак, 24 августа, нам, изрядно уставшим, с разбитыми в кровь ногами, предстояло пройти самый большой путь и встретиться в Задонске с Крестным ходом, вышедшим из Воронежа днем позже. Постоянно сопровождаемые двумя машинами ГИБДД мы шли по одной из самых опасных федеральных трасс Черноземья М4. На несколько часов движение было перекрыто. Уставшие участники Крестного хода позволили себе два коротких привала и быстрым шагом устремились к последней точке нашего маршрута, в Задонск, который в ХIХ веке называли «Русским Иерусалимом» и так именуют и поныне.

ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ

     Под звон колоколов мы вошли на святую Задонскую землю, по которой ходил сам святитель Тихон. Липчан, воронежцев и множество паломников из других городов России ближнего и дальнего зарубежья встретил епископ Липецкий и Елецкий Никон, монахи и насельники.

      - На Руси издревле благочестивый народ русский любил ходить на богомолье. В Дивеево, в Оптину Пустынь, в Боголюбово, в Киево-Печерскую лавру, - обращаясь к крестоходцам, сказал епископ Липецкий и Елецкий Никон. - Поклониться Православным Святыням, помолиться пред мощами Святых угодников Божиих. Ходили пешком. Иногда за несколько сотен вёрст. Ходили в одиночку, группами, а иногда, бывало, крестными ходами, и довольно многолюдными. Но тогда люди были более сильными и здоровыми, чем сегодня. Поэтому этот крестный ход приравнивается к подвигу. И каждый в нем нес свой крест. В единении наша сила. Крестными ходами спасется Русь. А вы, прошедшие столь тяжелый путь, совершили поистине духовный подвиг!

     Владыка не скрывал, что он испытывает радость, наблюдая, как русские люди потянулись к своим истокам, к своим корням, национальным традициям и обычаям.

     Это зрелище было величественным - масса людей с любовью, внимающих своему пастырю. Оно восхитило многих. Вот поистине единение людей в Боге! Россию никогда не уничтожить, пока у нас будет Православие! Соборность русского народа во время проповеди владыки проявилась особенно ярко! Здесь, в Задонском монастыре, мы, прошедшие длинный трудный путь прочувствовали это очень глубоко и остро. Большинство в праздник исповедовались и причастились Святых Христовых Таин. 26 августа было совершено три литургии: в час ночи, в четыре утра и после десяти.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ СОВЕРШИЛ БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ

     Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вошел в ворота Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря под звон колоколов и приложился к раке с мощами святителя Тихона Задонского. Затем он совершил Божественную литургию.

     Монастырский собор, вмещающий около трех тысяч человек, был переполнен. Для тысяч людей, заполнивших всю территорию обители, богослужение транслировалось на специально установленных экранах. Безопасность богомольцев обеспечивали казаки Всевеликого войска Донского.

     По окончании Литургии рака с честными мощами святителя Тихона была перенесена из Владимирского собора на монастырскую площадь, где Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен Задонскому чудотворцу.

ТИХОНОВСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЛЮБВИ

     - Святитель завершил здесь свой земной путь в смирении и простоте», - напомнил Патриарх.

     Он отметил, что писавший книги смиренный старец мало походил на епископа, и люди настолько привыкли к нему, что могли и обидеть его, сказать грубое слово, не замечая величия жившего рядом с ними человека.

     Святитель Тихон стяжал в себе это блаженство, эту радость, это счастье, эту полноту жизни, перед которыми преходящая земная боль, скорбь, обида - ничто, - подчеркнул Патриарх.



Нина ВОСТРИКОВА,
член Союза журналистов России,
участница Крестного хода-2010.




ФОТОРЕПОРТАЖ




на главную