РУССКАЯ ШКОЛА ПРОБИВАЕТ ДОРОГУ

     В русской средней школе (система начальных училищ и гимназий) первостепенное внимание уделялось воспитанию, при том на основе христианства. Вот что говорил Владимир Даль в 1880 Педагогическому Совету Пермских гимназий, будучи почитателем Оренбургского учебного округа: "Добронравие во всех формах его проявления, столь часто упоминаемое Фонвизиным и Екатериной II, не должно ни замирать, ни умирать. Скромность, приличие, воздержанность в словах и делах, уважительность и почтительность к старшим, исполнительность, аккуратность и обстоятельность, - это такие драгоценности, которые дороже всех научных познаний".
     Показательно, что об этом говорил образованнейший человек своего времени, но в отличие от современных образованцев, обладающий целостным христианским мировоззрением. Вот какое сочинение-диктант написали учащиеся в одном из высших классов гимназии ещё в 1910 году перед началом учебного года: "С Божьей помощью! Мы начинаем новый учебный год! Наш девиз: За Царя, За Веру и Отечество! Ибо кто на деле и на досуге не думает о Боге, тот не имеет веры; без веры нет нравственности; без нравственности нет характера; бесхарактерный индивидуум всеми презирается; бесхарактерный человек стоит одиноко и чувствует себя несчастным.
     Царь - представитель народного единства и защитник общественной справедливости: без единства и справедливости не может продолжать своё существование никакое общество: вне общества отдельное лицо погибает с природою, с корыстолюбием и злобою сильнейшего. Отечество есть страна, освященная кровью наших мучеников за свою веру и предопределенная народу для осуществления национальных идеалов, для создания непреодолимой силы в защиту Царя и Отечества от внешних и внутренних врагов."
     Если русская школа, основанная на национальном веровании, ставила своей целью воспитание личности и совершенствовалась в этом, то "свободная" школа должна была довести до совершенства функционирование биологических роботов, у которых вместо души - психика, вместо ума - сумма информации. Эта самая школа периодически получала массовые удары "сверху" за то, что выпускала недостаточное количество запрограммированных на успех волевых существ, не знающих ни страха, ни упрёка. Увы, происходящие ныне изменения ведут, как правило, к укреплению именно этого подхода к обучению. В нашем городе Православная русская церковь с трудом пробивает себе дорогу. Из руин был воссоздан Свято-Евдокиевский Храм. В настоящее время жизнь Свято-Евдокиевского Храма входит в своё изначальное русло и становится всё более полнокровной. Первый период разрухи, восстановления самого необходимого для богослужения, молитвы в повседневной жизни успешно завершен. Приступила к обучению Воскресная школа. Наряду с нравственным воспитанием здесь преподают мироведение, жития святых, изобразительное искусство, историю искусств, певческую культуру и ещё ряд дисциплин. Духовный наставник Воскресной школы, настоятель Свято-Евдокиевского Храма о. Николай, директор школы - кандидат педагогических наук Санкевич Елена Юрьевна.
     Уже сейчас с разных районов города сюда приходят услышать слово искренней православной веры десятки юных липчан.
     После 80-летнего забвения православных традиций, образования и воспитания знание Закона Божьего нужны всем - от детей до глубоких старцев, окраденых опытом общения с Церковью. Назрел вопрос о создании в г. Липецке первой православной гимназии, где параллельно с общим средним образованием дети получали бы разностороннее нравственное воспитание, основанное на исконных традициях православного благочестия.

В. НАДЕЖДИНА

назад