ГРИГОРИЙ РАСПУТИН: СТАРЕЦ ИЛИ ЭКСТРАСЕНС?

     Мы предлагаем Вашему вниманию часть книги Николая Козлова «Друг Царей» с тем, чтобы привлечь внимание к фактам искажения Отечественной истории, которое в наши дни достигло наглого предела. Мы не судим и не оправдываем человека черезвычайно трагической судьбы – Григория Ефимовича Распутина. Бог ему судья! Но именно священники ввели его в царский дом и долг церкви молитвенно и спокойно разобраться в этой одной из самых темных историй XX века.
     Даже современники оценивали личность Распутина неодинаково. И никакой, даже самый пристрастный, человеческий суд, не произнес еще до сих пор о нем своего слова. Все сказанное о Распутине – не более чем мнение или, как мы теперь знаем, сознательная клевета.
     Однако один голос, едва слышимый из-за завываний лжи и раскатов злобы, но вполне внятный для чуткого слуха – голос мучеников царского служения, беспримерным подвигом стяжавших благодать и дар свидетельствования об Истине, – этот голос говорит о праведности того человека, чье имя стало нарицательным для мира, Григория Распутина.
     И мы не можем не прислушаться к этому голосу. Существуют документальные подтверждения организованного, планомерного характера травли Григория Распутина и с думской трибуны, и в печати, а также намерения через разжигание антираспутинской кампании содействовать углублению династического кризиса. Эти свидетельства приведены в книге Олега Платонова «Правда о Григории Распутине» («Жизнь за царя»).
     Разоблачению лживости различных обвинений Григория Распутина во всех смертных грехах – пьянстве, воровстве, разврате, сектанстве и государственной измене, почерпнутых из слухов, сплетен, выступлений печати и сфальсифицированных фотодокументов, посвящено несколько книг.
     Кроме упомянутого исследования Олега Платонова укажем на записку следователя ЧСК Временного Правительства В. Руднева «Правда о Царской Семье и «темных силах».
     Следователь, имевший возможность ознакомиться с материалом в подлинниках, нашел, что все документы, на которых строились обвинения, или отсутствовали вовсе, или были сфабрикованы
     Другой следователь ЧСК А. Ф. Романов в своей записке, опубликованной «Русской летописью», в частности подтвердил: «Книга Илиодора «Святой черт» была проверена комиссией документально и оказалась наполненной вымыслом; множество телеграмм. которые приводит в ней Илиодор, никогда в действительности посылаемы не были. Проверка производилась по номерам телеграмм. а кроме того комиссия имела в своем распоряжении не только телеграфные ленты, но даже подлинники всех посланных телеграмм».
     Зимой 1916 года бульварные газеты поместили заметку о черном автомобиле, несколько ночей подряд пролетавшем на большой скорости по улицам Петрограда. Лицо в маске высовывалось из окна автомобиля и на всем ходу стреляло в редких прохожих. В воюющей два года стране это не произвело впечатления.
     Когда через несколько дней, возвращаясь к теме, газеты перепечатали заметку с заголовком «Черный автомобиль и Распутин», выражая догадку, что это дело рук Распутина, души читателей леденили от ужаса.
     Каким же образом слухи и сплетни, связанные с именем Распутина, приобретали в русском обществе магическую силу? И почему честные, умные и воспитанные люди не только подпадали под воздействие этих слухов и сплетен и начинали верить самой чудовищной клевете, но и сами становились ревностными распространителями еще более невероятных слухов и сплетен?
     Ложь, какой бы правдоподобной она не была, произносимая лжецом, не имеет убедительной внутренней силы.
     Иное дело, когда такую ложь распространяет обманутый и искренне поверивший в нее человек.
     И совсем иное, когда такую ложь подхватывает человек, убежденный, что за этой ложью, которую он принимает за истину, скрывается еще нечто во много раз ужаснейшее, о чем он, однако, по долгу связанной клятвой совести, обязуется молчать.
     В качестве такого приема магического наваждения лжи, как можно судить на основании многочисленных фактов, в антираспутинской кампании, использовалась демонстрация двойников.
     В литературе имеются упоминания о существовании двойников Распутина, Вырубовой, Великих Княжон. Когда шла речь о серии неудачных покушений на Распутина со стороны военных, в основание ритуальных действий была положена инсценировка кутежа Распутина с Великими Княжнами в присутствии Вырубовой у «Донона».
     Возмущение наблюдавших инсценировку офицеров, умело подогретое, доведенное до попытки покушения и быстро погашенное, послужило в дальнейшем психическим субстратом, которым насаждались самые невероятные сплетни о похождениях Распутина.
     Причем, сами офицеры, с которых было взято клятвенное обещание о неразглашении тайны в отношении Высочайших Особ, с тем большим рвением начинали поносить самого Распутина, не жалея красок и эмоций для очернения никогда не виданного ими в лицо человека, как только представлялся к тому удобный случай. Тоже использование двойника Распутина, организованное генералом Джунковским, имело место в Московском скандале у Яра.
     В один из приездов в Москву человек Божий Григорий был приглашен на деловую встречу, которая происходила в дневное время в присутствии газетного репортера, известной дамы из московских церковных кругов и некоторых других лиц в отдельном кабинете ресторана «Яр». Во время переговоров из соседнего кабинета вышел в общий зал двойник Распутина и, изображая крайнюю степень опьянения и распущенности, полез на сцену, где размещался женский хор. В публике разразился скандал, который попал в газеты. И хотя следствием, произведенным московским генерал-губернатором Андриановым, факт инсценировки был установлен, доказывать это в бульварной прессе – значило только подливать масла в огонь, а подавленное цензурой общественное возмущение уже искало выхода в насаждении новых сплетен и слухов.
     Председатель Государственной Думы М. В. Родзянко в книге воспоминаний «Крушение Империи» передает рассказ графа Д. М. Граббе, атамана войска донского, о том, как его вскоре после смерти Распутина «пригласил к завтраку известный князь Андронников, обделывавший дела через Распутина. Недалеко от стола стоял человек, похожий как две капли воды па Распутина. Борода, волосы, костюм – все было под Распутина. Андронников пытливо посмотрел на своего гостя. Граббе сделал вид, что вовсе не поражен. Человек постоял, постоял, вышел из комнаты и больше не появлялся».
     Очевидно, подобных двойников Распутина видел в свое время нe один только граф Граббе и, как можно думать, при менее прозаических обстоятельствах.
     Ритуальной иглой с произнесением смертоубийственных заклинаний на фотопортрете Распутина прокалывались зрачки, которые вслед за тем тщательно ретушировались. Получалось впечатление ужаса.
     К наважденному таким образом изображению монтировалась неестественно-уродливая рука, поднятая для именословного благословения. Согласно церковным канонам, именословное благословение может быть преподано только священнослужителем. Все остальные клирики, монашествующие, миряне – благословляют щепотью.
     Человек Божий Григорий не имел благодати священства, которая давала бы ему каноническое право на именословное благословение. Таким образом, фотопортрет Распутина, преподающего именословное благословение, подводил его под обвинение в самосвятстве и ересеначалии (как и другая фотоподделка, на которой Распутин изображен в рясе с наперсным крестом).
     Молитвенное общение с еретиком (в каковое вменяется и еретическое благословение) – тяжелейшее каноническое преступление, наказуемое отлучением от церкви.
     Кто из православных не отшатнулся бы неосознанно, увидя подобную фотографию?
     Между тем человек Божий Григорий на обычных фотографиях и в живом общении даже в последние годы, когда тень магического наваждения преследовала его повсюду, производит благодатное впечатление.
     Вот как описывает свою встречу с отцом Григорием непредвзятый современник: «В 1915 году, будучи в домовой церкви на Кирочной улице в Петрограде, прихожанами которой были исключительно представители высшего петроградского общества, я был поражен, увидев среди молящихся крестьянина с длинными волосами, разделенными посередине головы прямым пробором, с длинной бородой, в высоких сапогах, в шароварах, в косоворотке с русскими вышивками навыпуск, перепоясанной домотканным узорчатым поясом. Когда наши взгляды встретились, я был поражен выражением глаз этого человека, которые, казалось мне, проникали во все тайники моей души, светились каким-то огнем, который сверлил меня насквозь. На мой вопрос: «Кто этот человек?» – я получил ответ, что это Распутин. Это была моя единственная мимолетная встреча с этим таинственным сибиряком, впечатление от которой сохранилось у меня на всю жизнь». (Н. Обручев. «Подлинный облик Царя-Мученика, как Человека, Христианина и Монарха» в кн. «Государь Император Николай II Александрович». Всеславянское издательство, Нью-Йорк, 1968 г-стр. 275-276).
     Итак, злодейскому убийству предшествовала разнузданная клевета и ложь, чудовищный накал которой не может быть объясним, если не принять во внимание, что целью ее разжигателей была хула на весь русский народ, являющийся и поныне, несмотря да все гонения, хранителем Христовой Истины, и в конечном итоге на Самого Христа.
     За десять дней до своего убийства Григорий Распутин каракулями написал Государю письмо, в котором он прощался с Царской Семьей, предсказывая, что скоро он будет убит и что он наверное знает, что новый 1917 год (по старому стилю) он уже встречать не будет. Далее он сообщал о том, что если в его убийстве примут участие члены Императорской Фамилии, то через два года на территории России ни одного члена Императорской Фамилии в живых не останется. Это последнее предсказание сбылось полностью. В 1919 году был убит находившийся в заключении в Петропавловской крепости великий князь Николай Михайлович, последний из остававшихся еще в живых на территории России членов Императорской Фамилии.
     В ответ на заступничество великих князей, писавших Государю по поводу убийства Распутина, Государь, высказав сожаление о том, что руки князей Императорской крови оказались обагрены в мужицкой крови, писал: «Никому не дано права заниматься убийствами. Знаю, что совесть многим не дает покоя, так как не один Дмитрий Павлович в этом замешан. Удивляюсь вашему обращению ко мне. Николай».
     «19-го утром, – пишет любимая фрейлина Царицы-мученицы Вырубова, – Протопопов дал знать, что тело Распутина найдено. Полиция, войдя в дом Юсуповых на следующее утро после убийства, напала на широкий кровяной след у входа и на лестнице и на признаки того, что здесь происходило что-то необычайное. На дворе они в самом деле нашли убитую собаку, но рана на голове не могла дать такого количества крови... Вся полиция в Петрограде была поднята на ноги. Сперва у проруби на Крестовском острове нашли галошу Распутина, а потом водолазы наткнулись и на тело: руки и ноги были запутаны веревкой, правую руку он вероятно высвободил, когда его кидали в воду, пальцы были сложены крестом. Тело было перевезено в Чесменскую богадельню, где было произведено вскрытие. Несмотря на многочисленные огнестрельные раны и огромную рваную рану в левом боку, сделанную ножом или шпорой, Григорий Ефимович вероятно был еще жив, когда его кинули в прорубь, так как легкие были полны водой...».
     Тело было положено в гроб и в присутствии Царской Семьи захоронено под алтарем в часовне преп. Серафима на опушке императорского парка.
     Отпевал старца викарий Петроградский епископ Исидор, 5 марта уволенный обер-прокурором революционного Синода на покой. Первое, что постарались сделать после февральского переворота пришедшие к власти – это уничтожить окончательно следы своего преступления! Вспомним, что Маклаков объявился министром, а Юсупов находился под угрозой суда.
     Тело Распутина, по уверениям очевидцев, сохранившееся в нетлении и издававшее даже некоторое тонкое благоухание (что, впрочем, революционная печать представляла следствием искусственной мумификации), было кощунственно извлечено из-под часовни и сожжено. Вот как по слухам описывает эту сцену французский посол в России М. Палеолог, который в своих мемуарах временами старается быть правдивым:
     «Вчера вечером (т. е. 22 марта) гроб Распутина был тайно перевезен из Царскосельской часовни в Парголовский лес. Там на прогалине несколько солдат под командой саперного офицера соорудили большой костер из сосновых ветвей... Затем все полили керосином и сожгли. Сожжение продолжалось более 6 часов, вплоть до зари. Несмотря на ледяной ветер, на томительную длительность операции, несколько сот мужиков всю ночь толпами стояли вокруг костра, боязливые, неподвижные, в оцепенелой растерянности наблюдая святотатственное пламя, медленно пожиравшее мученика-старца, Друга Царя и Царицы, Божьего человека. Когда пламя сделало свое дело, солдаты собрали пепел и погребли его под снегом».
     Таким образом, все следы преступления, которые ввиду предстоящего суда могли сыграть решающую разоблачительную роль, были уничтожены. Описание перезахоронения и сожжения останков, облетевшее всю петроградскую печать, занимает несколько страниц. Из них заслуживает внимания следующее: заинтересованные в сокрытии улик лица не посмели открыто произвести сожжение. Для этого был использован стереотипный в то время прием возбуждения негодования масс. Сначала гроб с останками Распутина было решено извлечь из часовни и перезахоронить, якобы для того, чтобы не сквернить святого места. Но уже на пути следования грузовика с гробом вмешивается другая сила, которой не нравится сама идея захоронения, и принимается решение тело сжечь, для чего доставляется заранее приготовленный керосин.
     Вспомним, что сожжение трупов было совершенно чуждо для Православной России, где первый крематорий после усиленной революционной пропаганды был построен только в 1918 году. Но как же похожа эта смерть — предсказание на блаженную кончину Царственных Мучеников, в точности повторивших таинственный смертный путь своего Друга! То же нисхождение в зловещий подвал, тот же труп убитой собаки, подбрасываемый рядом с Их Честными Телами, то же сожжение окровавленных одежд, перезахоронение и сожжение тел. И те же попытки изуверов вот уже на протяжении 80-ти с лишним лет всеми способами и средствами скрыть, затемнить картину происшедшего на месте убиения, несмотря на, казалось бы, достаточное количество свидетельских показаний и улик, продолжающую оставаться неясной.
     Итак... Многое в жизни Царской Семьи Распутиным было предсказано. Распутин многократно прорицал, что с его смертью царствование динанстии Романовых прекратится. Но были и другие предсказания. Об одном из них критически относившийся к Распутину Пьер Жильяр рассказывает следующими словами записи в своем дневнике:
     «Выехав 14-го августа в 6 часов утра, 17-го вечером мы прибыли в Тюмень — на станцию железной дороги, наиболее приближенную к Тобольску. Через несколько часов после этого мы грузились на пароход «Русь». На другой день мы плыли мимо деревни — места рождения Распутина, и Семья, собравшаяся на мостике, могла созерцать дом старца, который ярко выделялся посреди изб. Это событие не было для них неожиданностью, так как Распутин это предсказал, и это стечение обстоятельств, казалось, еще раз подтверждало его пророческие слова».
     Верим мы, что предсказан был старцем Царственным Мученикам и образ их спасительной кончины, победившей на многие годы вперед тьму бесовского наваждения, сгущавшегося над Россией.
     Распутин писал Царской Семье в одном из дошедших до нас посланий, словно приуготовляя Ее к каким-то неведомым до времени, но неизбежным в грядущем испытаниям, и необычайно глубоким пророческим смыслом оказываются проникнуты его простые слова, сказанные в дни славного царствования, когда все, казалось, исполнено было тишины и благополучия:
     «Я покоен, Вы научитесь премудрости от меня, а после будут разные невзгоды, вы будете готовы, только потом это Вы увидите и разберетесь».
     А в ноябре 1913 года, прикровенно и издалека предуказывая обстоятельства, которые должны будут сопровождать Их честную смерть, старец предсказал десятилетнему Цесаревичу Алексею, не оставляя без намека и Августейших Родителей: «Дорогой мой маленькой! Посмотри-ка на Боженьку, какие у Него раночки. Он одно время терпел, а потом так стал силен и всемогущен — так и ты, дорогой, так и ты будешь весел и будем вместе жить и погостить. Скоро увидимся».
     Как предсказал старец — так и случилось: «Вместе жить и погостить» — это сказано об общности земной и посмертной судьбы, промыслительно и таинственно связавшей Царственных Богомольцев и юродивого странника, простого сибирского мужика. Нам же необходимо помнить всегда об этой неразрывной связи, соединившей во едино духовное тело Царя и Его народ.
     «Хотя Распутина постоянно обвиняли в разврате, — пишет А. Вырубова, — странным кажется тот факт, что когда начала после революции действовать следственная комиссия, не оказалось ни одной женщины в Петрограде или в России, которая бы выступила с обвинениями против него, сведения черпались из записей «охранников», которые были приставлены к нему».
     Миф о сребролюбии Распутина .развенчивается в записке, составленной другим следователем ЧСК, В. М. Рудневым, специально занимавшимся делом Распутина и установившим тот факт, что после смерти Распутина не осталось ни копейки денег, так что его дети вынуждены были ходатайствовать о Высочайшем пособии.
     «Распутин, постоянно получая деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств, — пишет Руднев, — широко раздавал эти деньги нуждающимся и вообще лицам бедных классов, к нему обращавшимся с какими-либо просьбами даже и не материального характера».
     Можно было бы разоблачать и остальные обвинения выдвигаемые против старца, но, собственно, выясняется, что разоблачать больше и нечего. Никакой вины Распутина ЧСК найдено не было. Иначе она постаралась бы раструбить об этом на весь свет.
     Но раз вины Распутина доказано не было, — спросим мы, — почему же ЧСК не сделало опровержения возводимым на него обвинениям? Чтобы подсказать ответ, приведем только один эпизод из той же записки Руднева, относящийся к А. Д. Вырубовой. Эта женщина, бывшая фрейлина и ближайшая подруга Государыни, единственная из ближайшего окружения Царской Семьи не отрекшаяся от старца и написавшая в его оправдание несколько страниц в книге своих воспоминаний, после февраля была заключена в Петропавловскую крепость по обвинению чуть ли не в государственной измене.
     Промыслом Божиим ей, обвиненной во всех смертных грехах, в самом грязном разврате суждено было посрамить всех своих обвинителей. Дело в том, что эта несчастная женщина, вышедшая замуж за человека, страдавшего половым бессилием, и через некоторое время разошедшаяся с ним, оставалась девственной, что и было подтверждено медицинской экспертизой, произведенной по настоянию ЧСК. Однако и этот факт никого не убедил, как не убедила до сих пор никого и книга написанных ею воспоминаний. Причина понятна: многим, кому совесть не давала и по сию пору не дает покоя, нужен «козел отпущения». Иначе не избежишь церковного покаяния. А этого-то более всего и боится завистник спасения — диавол.
     Вот что сообщает о самой Вырубовой в своей записке следователь Руднев, долгое время наблюдавший за своей подследственной и пришедший к внутренней необходимости отказаться от участия в работе комиссии, под нажимом ее председателя искавшей обвинения против приближенных к Царю лиц.
     «Мои предположения о нравственных качествах Вырубовой, вынесенные из продолжительных бесед с нею в Петропавловской крепости, в арестном помещении и, наконец, в Зимнем Дворце, куда она являлась по моим вызовам, вполне подтвердились проявлением ею чисто христианского всепрощения в отношении тех, от которых ей многое пришлось пережить в стенах Петропавловской крепости. И здесь необходимо отметить, — подчеркивает Руднев, — что об этих издевательствах над Вырубовой со стороны крепостной стражи я узнал не от нее, а от ее матери Танеевой, и только лишь после этого Вырубова подтвердила все высказанное матерью, с удивительным спокойствием и незлобивостью объявив: «Они не виноваты, не ведают бо, что творят». По правде сказать, это грубое издевательство над Вырубовой со стороны тюремной стражи, выразившееся в форме плевания в лицо, снимания с нее одежды и белья, сопровождаемого битьем по лицу и по другим частям тела больной, еле двигавшейся на костылях женщины, и угрозами лишить жизни «наложницу Государя и Григория», побудило следственную комиссию перевести Вырубову в помещение при бывшем Губернском Жандармском Управлении».
     В признании одного из тайносовершителей екатеринбургского беззакония убийцы Царя, Янкеля Юровского, помеченного тайным мистическим клеймом (Юр — Лобное место — Голгофа), имеется прямое указание, что в момент смертного тайнодейства ладанки с изображением Распутина находились на Честных Телах Царственных страстотерпцев. Так святые свидетельствовали о сопричастности своего Друга их Небесной Славе.
     Что же делать нам маловерным, ослепшим духовными очами и не имеющим непосредственного видения, но требующим доказательств, подобно тому как лишенные телесного зрения по запаху, по звуку, по совокупности совершающихся в окружающем перемен пытаются составлять картины происходящих событий?
     У нас есть один путь. Тот, который избрал преосв. Гермоген, бывший другом, а потом самым ярым гонителем старца по доверию к возводимой на него клевете. Вразумленный чудесным знамением, .владыка, по его словам, духовно совершенно примирился со старцем Григорием и служил по нем панихиды, как в ссылке в Жировицком монастыре, так и позже на Тобольской кафедре, куда Промыслом Божиим и волей Св. Патриарха Тихона он был назначен после революции и где своей молитвой и заступничеством поддерживал находившуюся в заточении Царскую Семью.
     Знаменательна была и сама смерть владыки, которого большевики утопили в реке Type, как раз возле села Покровского – родины старца. Тело владыки было вынесено волнами на берег и руками местных крестьян погребено в сельской церкви, построенной пожертвованиями и трудами, гонимого некогда владыкой, Григория.
     Такие и подобные вещи не случаются просто так, без назидания грешным. Надо помнить, что блаженной памяти убиенный старец Григорий был православным христианином, участвовавшнм в таинствах Святой Церкви, и к моменту своей смерти не находился ни под отлучением, ни под епитимьей и по одному этому достоин церковного поминовения и молитвы о упокоении со святыми...
     Будем поступать так. И Господь Бог да вразумит и рассудит всех нас и воздаст кому что по делом его, кому славу, кому честь, а кому — низвержение во тьму адову с сатаной и ангелами его во веки…

Н. КОЗЛОВ

назад