ЦАРЬ-ОСВОБОДИТЕЛЬ
АЛЕКСАНДР II

      13 марта 2001 года исполняется ровно 120 лет со дня гибели русского Самодержца Александра II Николаевича - Царя, отменившего крепостное право и освободившего 20 миллионов русских крестьян.
     В Усманском Архиве чудом сохранилась тоненькая брошюрка Настоятеля Богоявленского Собора Василия Никольского с длинным названием: "Сорок дней в городе Усмани, с 1-го марта по 9-е апреля 1881 года". Мало того, что эта брошюра, во-первых, даёт живое представление о том, как отреагировали усманцы на казнь Царя-Освободителя; во-вторых, она опровергает все утверждения советских историков о том, что народ радовался убийству своего Царя и считал "народовольцев" чуть ли не святыми. Как раз-то всё было наоборот. Эта брошюрка интересна ещё и тем, что до сего времени она ни разу не вводилась в научный оборот.
     Император Александр II Николаевич вошёл в отечественную историю как Царь-реформатор, Царь-Освободитель и по праву его можно называть Александром Великим. Взойдя на всероссийский престол при крайне тяжелых обстоятельствах, когда Россия терпела поражение в крымской кампании 1853-56-х гг., молодой, умный, энергичный Царь смело приступил к преобразованиям. В его правление произошла грандиозная перестройка всей хозяйственной и общественной жизни Российской Империи. При нём были проведены знаменитые крестьянская, судебная, земская, военная реформы; ослаблено давление цензуры; во всю публиковались произведения великих русских писателей Тургенева, Гончарова, Островского, Достоевского, Толстого, Лескова и других; повышалась грамотность населения: открывались школы, училища; увеличивалось количество университетов, бурно развивалась экономика, росли города, стремительными темпами строились железные дороги, воздвигались православные храмы, монастыри, часовни… Православие проникло в США и в Японию. Была завершена война на Кавказе, присоединён Туркестан; территориальный рост Российской Империи ко времени смерти Александра II почти закончился и территория государства составляла - по присоединении Туркестана - 22 189 368,3 квадратных километров (или 19 498 188,3 кв. вёрст). При Александре II из русско-турецкой войны 1877-78-х гг. Российская Империя вышла славной победительницей и был аннулирован унизительный Парижский мир 1856 года, когда нашим кораблям запрещено было спускаться в Чёрное море. Но почему-то именно этого Царя бесы революции выбрали мишенью, чтобы "пробудить народ от векового сна". На него было совершено 8 покушений; восьмое оказалось роковым…
     Этот Царь непосредственно связан с Липецким краем. Именно у нас, в Липецке, 15-17 июня 1879 года состоялся тайный съезд террористов. Собравшись в Нижнем парке под видом отдыхающих, террористы вынесли Царю смертный приговор…
     1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге взрывами двух бомб была оборвана жизнь Государя Императора Александра II Николаевича. Первая бомба, брошенная русским террористом Николаем Рысаковым, повредила экипаж Его Величества, убила нескольких случайных прохожих и двух казаков, сопровождавших Императора. От взрыва второй, которую метнул еврей Игнатий Гриневицкий, Государь был тяжело ранен; сам Гриневицкий погиб.
     Государя доставили во дворец; он успел исповедаться, приобщиться Святых Тайн, попрощаться с родственниками. В последние минуты жизни он хотел увидеть любимого внука - Николая (которому в своё время суждено было стать последним русским Самодержцем, а позже Святым!). Когда к постели умирающему приблизился внук, тридцатишестилетний Наследник Престола, суровый и мощный Цесаревич Александр Александрович, положив тяжелую ладонь на голову сыну, сказал: "Папа, подошёл ваш светлый лучик". Глаза умирающего при виде внука увлажнились слезами. Через несколько мгновений Император умер. С той минуты началось новое царствование. Царствование Императора Александра III…
     Во все концы необъятной Российской Империи стремительно летела скорбная весть. Докатилась эта весть и до Усмани…
     Настоятель Усманского Богоявленского Собора протоиерей Василий Никольский, узнав о постигшем Россию несчастии, ужаснулся и перекрестился. "Сатана пустил в действие свои адские и смертоносные орудия, - подумал он. - Поражена Россия в голову… Убит Царь, Отец и Благодетель Александр Николаевич - Краса России!"
     К пяти часам вечера Богоявленский Собор и Соборная площадь (ныне пл.1 мая) были полны народу.
     В траурном облачении, настоятель Собора со слезами на глазах прочёл телеграмму.
     Потом совершена была панихида; церковный староста подал предварительно свечей около пуда, все молились, держа в руках свечи, - певчие пели как-то особенно унывными голосами, проникавшими в глубину души… Сколько тут было плачущих плачем горьким!.. Забыть никогда не возможно этих минут!"
     После панихиды священнослужители переоблачились из траурного в светлое облачение. Настоятель Собора, держа в руке животворящий крест, обратился к верующим:
     – Вечная память нашему возлюбленному Государю - Царь злодейски убиенному!.. Вечное проклятие убийцам!.. Братие, на место почившего Государя вступил уже на Престол Его Наследник, - наш законный теперь Царь Александр Александрович, - а Наследник престола теперь Николай Александрович… Счастлива Россия учреждением закона о престолонаследии!.. Пред Св. Евангелием и животворящим Крестом поклянемся, что верно будем служить своему новому законному Государю и Его Наследнику.
     Вряд ли мы ошибёмся, если станем утверждать, что, подобно тому, как воспринимали это событие в Усмани, точно также в те далёкие дни тревожно засыпали жители других городов, сёл, деревень Российской Империи. В Усмани, как в зеркале, отражалось всё то, что происходило в других городах.
     Русскому народу того времени - простому народу - того времени было свойственно монархическое правосознание. Ещё не была поколеблена вера в Бога; многовековые традиции, самобытный исконно русский патриархальный уклад ещё не вызывал отвращения в русском народе, он не казался народу "несколько устаревшим". Сионистам и масонству ещё не удалось подорвать в русском народе веру в своего Самодержавного Царя. Русский народ того времени, в отличие от своей интеллигенции, не гнался за "модой", не молился на Европу, ему были не нужны "конституции", "парламент", "плюрализм"! Он верил Богу, верил своему Царю, был верен данной ему Присяге. В то время, пока русский народ скорбел по убиенному Императору, бесы революции с одной стороны ликовали, с другой недоумевали - почему ничего не произошло? Почему никто не кричит: "Долой самодержавие! Да здравствует революция!", почему никто не ломится штурмовать Зимний? В это же самое время русская либеральная интеллигенция и правительства Англии, Германии, Франции, Испании, Австро-Венгрии, затаив дыхание, внимательно следили за тем, как станет развиваться общественно-политическая обстановка в стране? Утвердит ли новый Царь конституционный проект Лорис-Меликова? Свернёт ли на путь, проверенный "западным опытом"? Как поступит с убийцами своего Отца? Отменит ли смертную казнь?
     8 марта Александр III собрал Государственный Совет для обсуждения проекта Лорис-Меликова. В основу проекта "хитрый армяшка" положил принципы английской конституции.
     Александр III не утвердил лорис-меликовского проекта. Накануне его обсуждения молодой Государь несколько раз перечитывал завещание своего Отца: "Я уверен, что сын мой, Император Александр Александрович, поймёт всю важность и трудность своего высокого призвания… Да поможет ему Бог оправдать мои надежды и завершить то, что мне не удалось сделать для улучшения благодеяния дорогого нашего Отечества. Заклинаю его: не увлекаться модными теориями, печься о постоянном его развитии, основанном на любви к Богу и его законах, он не должен забывать, что могущество России основано на единстве Государства, а потому всё, что может клониться к потрясению его единства, к отдельному развитию различных народностей, для него пагубно и не должно быть допускаемо".
     3 апреля на Семёновском плацу в Петербурге были вздёрнуты на виселице пятеро цареубийц - Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич, Тимофей Михайлов и Николай Рысаков. Шестую террористку - еврейку Гесю Гельфман, которая в тот момент была беременна, Александр III помиловал, заменив смертный приговор на каторгу.
     После "великой октябрьской" ненавистники самодержавия в Липецке, в Нижнем парке, установят памятник народовольцам-террористам…
     До революции в Самодержавной России была традиция - ежегодно в день смерти какого-либо Императора, Царя, Великого Князя в церквях служились поминальные панихиды. Сейчас в современной России многие в своё время забытые и утраченные традиции начинают возобновляться. Всё чаще и чаще русский народ вспоминает в своих молитвах русских Царей; молится об упокоении их душ, о даровании им Царства Небесного. Так, например, известный петербургский священник Алексей Масюк считает: "почтение к самодержцам всероссийским равнозначно почтению к родителям, и эта исконная православная традиция не должна нарушаться".

А.БЕЛЯЕВ

назад