КАКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПРЕДЛАГАЕТ ШКОЛЬНИКАМ ВАЛЕОЛОГИЯ?

     Официально валеология – это «наука о здоровье». До недавнего времени предполагалось, что проблемой здоровья детей школьного и дошкольного возраста призвана заниматься медицина. Это вполне логично, коль скоро медицинское ведомство именуется министерством здравоохранения, т.е. охранением здоровья. Нет спору, что сегодня государственная система здравоохранения находится в кризисном состоянии, а здоровье подрастающего поколения вызывает обоснованную тревогу, которая осознается всем обществом, и требует принятия неотложных мер на государственном уровне. Но означает ли это, что есть некая альтернатива научной медицине? Может быть и впрямь под неясным для многих родителей и директоров школ словом «валеология» скрываются новейшие методы охраны и укрепления здоровья наших детей? Отнюдь. Ведущие теоретики этой дисциплины, которую уже начали вводить в школьное образование, утверждают. что их «наука» не медицинская, а педагогическая. Стало быть она преследует определенные образовательно-воспитательные цели и задачи. И коль скоро валеология претендует статус «науки о здоровом образе жизни», нам необходимо уяснить ее методологические предпосылки и посмотреть, какой именно образ жизни является здоровым с валеологической точки зрения, иными словами, какой жизненный идеал преподается детям. О степени научности валеологии можно судить по фундаментальным теоретическим трудам наших валеологов. Слово доктору педагогических наук, доценту факультета экологического и валеологического образования Государственного университета педагогического мастерства Санкт-Петербурга Л. Г. Татарниковой, автору книги «Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития» (СПб., 1997): «В основу педагогической валеологии нами положены идеи единого закономерного мирового процесса, так как они наиболее адекватны современной антропокосмической картине мира, гереметической философии (универсальная система знаний, философия постижения человеком глубинной философии самого себя и Вселенной, фундаментом которой являются семь герметических принципов «Изумрудной скрижали» Гермеса (около 2 тыс. лет до Рождества Христова)». Оставим на совести ученого доктора элементарную неосведомленность в истории текстов, на которые она опирает свою систему. Известно, что герметические трактаты появляются только на рубеже эр в эллинистический период истории Египта, а «Изумрудная скрижаль» – «библия» алхимиков и теософов – вообще лишь в средневековье. Важно одно – речь идет о мистико-оккультных трактатах, которые уж ни как не могут быть адекватны современной научной картине мира. В другом месте своего труда Л. Г. Татарникова говорит об этом честнее и откровеннее: «Валеологическая парадигма «Человек–Космос» основана на эзотерических предпосылках». Каковы предпосылки валеологии такова и ее цель: по словам Л. Г. Татарниковой: «Конечная цель валеологического воспитания школьников – сформировать личность личность человека Ноосферы». Это несомненный «Нью Эйдж» – оккультное движение, «религия эры Водолея», пришедшая к нам с Запада. Не удивительно, что дисциплина, претендующая на статус «научной», не имеет единой программы, авторитетных экспертных заключений Минздрава, не обсуждалась в широких кругах научной педагогической общественности. Остается задать вопрос министру образования, на каком основании в государственные школывнедряется дисциплина, цель которой формирование оккультного, пантеистического мировоззрения? Что, принцип научности в образовании уже окончательно отменен? Второй аспект проблемы – «здоровый образ жизни», по понятиям валеологии, если проанализировать существующие программы и пособия по валеологии, например, Санкт-Петербургские школы №450, №192; Вятский госпедуниверситет; книга К. Доннер «Тайна анатомии» (издательство «Мир», под редакцией доктора медицинских наук Л. И. Аруина), то воспитание здорового образа жизни укладывается американскую программу «Познай себя». Это – культ тела, культивирование сексуальности, гипертрофированное внимание на состояние своего организма (самодиагностика) и так называемая «саморегуляция». Валеология открыта для любых методик и традиций – от теории здоровой пищи до «нетрадиционных методов» накачки телесного механизма «энергией». Здесь и система Порфирия иванова, и ушу с обязательной медитацией и освобождением энергетических каналов от «пробок», и йоготерапия. Вся эта смесь язычества и оккультизма выдается за научный подход к проблеме охраны здоровья человека. Чтобы меня не заподозрили в субъективности или предвзятости по отношению к педагогическим инновациям, приведу в заключении комментарий специалистов. А. П. Казакова, председатель ученого совета Союза ученых и педагогов России, ректор Международного института развития личности и социума: «Для действительного оздоровления детей нужно реальное физическое воспитание… Вместо реальной заботы о здоровье мы видим со стороны Министерства образования в лучшем случае примитивную болтовню о здоровье, которая на практике может воспитать лишь комплексующих, мнительных людей, или же заставить искать здоровье у колдунов, что неизбежно обернется многочисленными трагедиями, как это уже доказала практика. И все это заложено в «таинственном» предмете «валеологии», истинный смысл которого часто не ясен даже тем. кто ею занимается… Этот курс нарушает базовые педагогические принципы: системности, непрерывности, преемственности, адаптивности, гармонии и гуманизма… В валеологии анатомию детям пытаются дать с 11, а то и с 7 лет, – в том числе и анатомию половых органов. Не понимать, к чему могут привести такие новации, могут только те, у кого оба полушария головного мозга разбалансированны». Ирина Медведева, Татьяна Шишлова, психологи, члены Союза писателей и Фонда социально-психологического здоровья семьи и ребенка: «Надо учесть, что в нашей культуре не принято сосредоточиваться на проблемах тела и болезнях. ведь многие дети. особенно мальчики, и так излишне мнительны. Из-за фиксации на организме у них будут развиваться ипохондрические неврозы и психосоматические заболевания. В итоге так называемые оздоровительные программы не только не выполняют декларируемую цель, но будут способствовать дальнейшему ухудшению здоровья детей. Концентрация внимания на телоцентризме в период воспитания чувств – грубейшее нарушение возрастной психологии и физиологии».
     Дорогие родители, директора школ, педагоги! Соедините свои усилия, чтобы потребовать от власти (и тех, кого вы вскоре будете выбирать на высший государственный пост) принять реальные, действенные меры по охране здоровья детей. Не позволяйте оккультистам от педагогики и безответственным чиновникам внедрять в школьное образование псевдонаучные инновации, будьте серьезны и ответственны, когда речь идет о детях.

УШАКОВА Ю.В.,
канд. филологических наук, преподаватель
Воронежской православной духовной семинарии

назад