КРЕСТНЫЙ ХОД ПО МОНАРХИЧЕСКОМУ КОЛЬЦУ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

     В честь праздника Сретения Господня 16 – 17 февраля 2007 года состоялся Крестный ход по липецкой епархии. В пятницу, 16 февраля, в Христорождественском Соборе была отслужена ранняя Литургия, а затем молебен о «Путешествующих». В 8.30. участники Крестного хода на епархиальном автобусе отправились с Соборной площади в район пл. Франценюка в г. Липецке, к Поклонному Кресту, здесь будет построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Пропели тропарь и кондак Кресту, отечеству. И отправились из г. Липецка по Чаплыгинской трассе с. Гудово, величественная церковь «Параскевы Пятницы» с пределом «Преображения Господня» построена в 1901 году в 30-е годы была закрыта, вновь открыта в 1989году. Дивен Бог во святых Своих! Прославляя Своих избранников, Он через них же устрояет и наше спасение. В истории церкви Божией мы постоянно видим пример такого попечительного промышления Божия; а в трудные для Церкви времена когда была особенная помощь Божия к укреплению веры православной в сердцах людских или когда нечестие людское грозило подавить собою благочестие и веру православную, в такие трудные времена Бог нарочито посылал особых избранников Своих, которые, будучи преисполнены благодати Божией, своею дивною жизнею, своим смирением привлекали к себе сердца людей и делались наставниками и руководителями в духовной жизни для всех, кто искал очищения от страстей и спасения души своей. Целые тысячи монашествующих воспитывались под их духовным руководством и потом расходились в разные стороны, основывали свои обители, – в свою очередь становилисьтакже наставниками других в иноческой жизни, делились добрым советом духовного опыта и с мирянами; были избираемы в сан святительский или же выходили на проповедь Евангелия к неверующим в истинного Бога. А между тем именно через них-то благодать Божия и отбирала чистою пшеницу от плевел, выделяя и привлекая ко Христу Спасителю всех, способных восприять в свое сердце благодатное семя слова Божия и соделаться сынами Царства Божия.
     И вот одна из таких пустынь – Петропавловская недалеко от города Чаплыгина (ранее г. Раненнбург). Она основана около 1712 года, по благословлению Стефана, митрополита Рязанского старанием князя Александра Даниловича Меньшикова в собственных его владениях, «для богомолья о здравии Государя Императора Петра I и о упокоении родителей князя Меньшикова». Здесь было 4 каменных храма: 1-я Петропавловская церковь с пределами Иоанна Богослова и Александра Невского, находящаяся в колокольне. В годы безбожия обитель была разрушена и теперь возрождается стараниями наместника мужского монастыря: иеромонаха Тихона (Полякова) и 5 человек – монашествующих. Не имея значительных древностей и драгоценностей Петропавловская Пустынь обладает неоценимым сокровищем – святою иконою Божией Матери, именуемую Тихвинской. От святой иконы исцелялись люди, она была покровительницей Ранненбурга при эпидемии холеры в 1871 году. От сей иконы в настоящее время стало совершаться множество чудес, о которых свидетельствуют многие, до сих пор живущие в обители и ее окрестностях люди. Целебные силы источает и источник Тихвинской Божьей Матери: «Даждь ми, Владычице, чистоту сердечную, простоту сердечную, сыновнюю доверчивость преданность и любовь к Тебе всегда, ныне и присно и вовеки веков. Аминь». С Божией помощью едем через Лев – Толстой – на г. Лебедянь, Троицкий женский монастырь. В книге «Православные русские обители» изданной по благословению митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Иоанна (Снычева) находим описание Свято-Троицкого монастыря г. Лебедяни.
     «Предание рассказывает, что монастырь этот был основан в XIV веке; около половины XV столетия его разрушили татары. Возобновителем явился патриарх Филарет, при котором обитель называлась Яблоновою пустынью. В 1765 году монастырь опять постигло несчастие; он сгорел. Только не многие святыни удалось спасти от уничтожения, в числе их была икона Св. Троицы, пожертвованная в обитель царем Алексием Михайловичем. Ее уносили в разные городские церкви, но всякий раз он возвращалась в монастырь, и её находили на яблоне сгоревшего монастыря. После пожара Свято-Троицкий монастырь был упразднен; возобновили его по ходатайству св. Тихона Задонского.
     В обители три каменные церкви: соборная Троицкая, Успенская и во имя св. прор. Илии. При монастыре имеются церковно-приходские школа и богадельня. Управление игуменское».
     Монастырь был разрушен, с Троицкого собора в 1929 году были снесены четыре главки. Теперь он с Божией помощью и стараниями игуменьи Агриппины и сестер восстанавливается.
     «Слава Тебе, Всесвятый, Животворящий Душе, от Отца исходяй и в Сыне, присно почиваяй, нераздельный от Отца и Сына! Слава Тебе Сыне Божий, о Дусе Божий изгонявый бесы и Им спасение наше строяй, освящаяй, умудряй, укрепляяй нас! Слава Тебе, Отче, благоволяй о нас присно в Сыне Духом Святым! Нераздельная Троице Единице – помилуй нас!»
     В нескольких километрах от города Лебедянь Свято – Димитриевский Троекуровский женский монастырь. Сюда автобус приехал вечером, где внутри храма у чудотворных святых мощей Иллариона Троекуровского затворника была отслужена всенощная. «Угодник Божий Илларион Фокин поселился в специально устроенной для него келии в 1824 году у помещика Ивана Ивановича Раевского народная молва стала именовать подвижника Троекуровским затворником. Примерно в 1840-х годах Илларион собрал необходимые средства для создания женской общины, но до счастливого дня открытия монастыря он не дожил. 18 ноября 1853 года он почил и был похоронен при стечении примерно 10 тысяч почитавших его людей к собственноручно вырытой им пещере. Усердием душеприказчицы Александры Николаевны Голдобиной монастырь был построен и имел 4 храма. В 1930 году он был закрыт, а в 2003 году по решению Священного Синода Русской Православной Церкви начал восстанавливаться. Настоятельница монастыря: монахиня Митрофания. Духовник-администратор: Архимандрит Иосиф. Св. праведный Илларион Затворник Липецкий Чудотворец бога о нас. Когда-то он благословил в Оптину пустынь преп. Амвросия старца Оптинского. Все святые молите Бога о нас.
     Дальнейший путь в Елецкий Знаменский монастырь на Каменной Горе. Паломников пособоровали и покормили монастырской едой, почувствовали особую силу монастырской молитвы как будто сама Меланья – Затворница стояла посреди людей и источала неземную благодать. Великая подвижница прожила 58 лет начиная с 1778 года и скончалась в затворе. Все живущие в монастыре испытывают на себе помощь ее святых молитв.
     Когда-то в центре монастыря находился величественный Знаменский храм, разрушенный в годы советской власти. Сейчас когда восстановлением обители, активно занимаются ее пока немногочисленные насельницы под духовным руководством архимандрита Севастиана (Щербакова), восстановление Знаменского собора монастыря уже кажется делом вполне реальным и осуществимым.
     Настоятельница – монахиня Херувима (Гончарова).
     Блаженная затворница Мелания моли Бога о нас.
     Прошли Крестным ходом к часовне над святым источником под монастырской стеной и на ночлег в Вознесенский собор.
     Семнадцатого февраля в день всех преподобных Отцов, в подвиге просиявших мы отправились Крестным ходом в мужской монастырь Св. Троицы г. Ельца, затем наш путь лежал в с. Чернава Измалковского района – Родину Феофана Затворника Вышенского, в храм Покрова Божьей Матери.
     Далее автобус следует в Ожогу. Поется величание Пресвятой Богородице Благовещение 16 июля 2005 года. Благовещенский приход с. Ожога Воловского района Липецкой области был преобразован в Благовещенский женский монастырь. 23 сентября епископ Липецкий и Елецкий Никон совершил Божественную Литургию, был открыт восьмой по счету монастырь.
     Слава Богу! Это радость неизреченная не только для насельниц, но идля всех людей, которые почитали покойного старца Серафима, его трудами был восстановлен это храм, все отреставрировал и Владыка Никон довершил его желание создать здесь монастырь. К схиархимандриту Серафиму приезжали: схиархимандрит Макарий (Болотов), схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Здесь были духовные торжества. 11 января 2005 года схиархимандрит Серафим завершил свои труды земные. Погребение схиархимандрита Серафима проходило 13 января в храме Благовещания Пресвятой Богородицы с.Ожога. Отпевали столь многими чтимого старца епископ Липецкий и Елецкий Никон (Васин), епископ Алипий (Погребняк) из Святогорского монастыря, схимитрополит Ювеналий (Тарасов), находящийся в Курске на покое, в сослужении сонма духовенства. Схиепископ Алипий особенно отметил: «Он выполнил свою миссию на земле скромно, пребывая в молитве и терпении многочисленных болезней, но никто не ушел от него не окормленным и неумиротворенным».
     Схиархимандрит Серафим нашел упокоение на сельском кладбище, прямо при входе в монастырский его участок. Место погребения выбрал сам. «Похороните у входа в нашу ограду на кладбище, чтобы я вас всех встречал» – улыбаясь ответил старец на настойчивые просьбы матушек похоронить его при храме. Настоятельница монастыря – монахиня Серафима (Семитренникова), духовные вопросы решает иеромонах Василий (Сухаревский). У них крепкая вера в заступничество Пресвятой Богородицы и святых угодников по молитвам схиархимандрита Серафима. Село Боровое, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Усманском районе строился с 1845 по 1861 годы. В 1930-е годы был закрыт, но в 1947 году по милости Божией вновь открыт. Настоятель храма о. Иоанн Воробьев. Крестный ход вокруг храма. В сей храм была привезена «Плащеница Спасителя», на ящике, в котором нарисовался образ святого. «Будем непрестанно славить милосердие и силу Господа нашего Иисуса Христа, внемлющего нам и спасающего нас недостойных по милости Своей, ради имени Своего святого».
     Далее наш путь в Задонск. В мужском Задонско – Богородицком монастыре праздничная служба и миропомазание. Благоговейно, с молитвой подходили и прикладывались к святым мощам святителя Тихона Задонского чудотворца. Святитель Тихон Задонский моли Бога о нас.
     И закончился крестный объезд в городе Липецке у Поклонного креста в районе пл. Франценюка. «Слова молитвы подобны дождю или снегу, если выговариваются с верою и сочувствием: в каждом из них заключается своя сила и свой плод. Дождевые капли или снежинки, падающие непрерывной нитью или хлопьями, поят землю, и она прозябает и приносит плод, так слова молитвы – это дождь душевный – каждое в отдельности, напояет душу, и она прозябает плоды добродетелей, содействующую Святому Духу, особенно если еще есть слезный дождь». – из молитв святого праведного Иоанна Кронштадтского. «О, благопослушливый Владыко! Слава Тебе!»

назад