ГОСПОДЬ ПРОСЛАВЛЯЕТ. ПРОСЛАВЯТ ЛИ ЛЮДИ?

      Во время выставки «Православная Русь», проходившей во второй половине октября 2002 года в г. Санкт-Петербурге, к руководителю интернет-издания «Blagoslovenie.ru» подошел кроткий интеллигентный молодой человек лет тридцати и в завязавшемся разговоре с трепетом и болью, до слез на глазах, поведал свое мнение о проблемах, беспокоящих православный народ в последние годы. Через два дня он вновь подошел к нам уже с письмом, которое просил передать в редакцию газеты «Русский Вестник». Вот это письмо без сокращений.
     Дорогие во Христе Иисусе, Господе нашем, братья и сестры – любящие правду Божию и Истину Его, ради чего и трудящиеся над изданием еженедельной газеты «Русский Вестник»!
     Хочется сердечно поблагодарить вас за ваши старания, направленные на достоверное изложение событий и фактов, имевших место в нашей Российской истории. Это особенно ценно, поскольку весьма значимый ряд исторической правды был искажен и изуродован настолько, что и до нынешних пор многие души, находящиеся в путах неверных представлений о происшедшем, с трудом могут воспринимать истину, сколь это не прискорбно (именно к этим людям хотел бы я обратиться в своем письме, если Богу будет угодно, чтобы оно было напечатано).
     Прежде всего речь идет о событиях, которые отражают эпизоды из праведной жизни человека, являвшимся молитвенником за свою Родину, и понесшим Крест мученичества, то есть речь идет о Григории Ефимовиче Распутине. Все эти годы на этого подвижника воздвигалась клевета, по своей форме скверная и отвратительная.
     Однако, милосердный Господь, любящий правду и прославляющий Своих Святых, и на сей раз не оставил без внимания и любви того, кто служил Ему верно, смиренно и самоотреченно, заботясь как Отец о дорогом Ему чаде и добром имени чада Своего...
     Правду Божию несут в мир те, кто могут ее вместить. Правду Божию в мир несут души праведников, сосуды Благодати Духа Святого. Таким сосудом был великий старец батюшка Николай (Гурьянов) с острова Залита.
     По-видимому, нет нужды говорить о том, как много сделал для каждого, притекающего к нему, любящий и любимый дорогой сердцу многих отец Николай. Он был и утешитель, сочувствующий горю всякой израненной миром души человеческой; он был и наставник мудрый и кроткий; он был и обличитель необидящий; он был и исцеляющий страждущих болезнями тяжкими; он был искатель всякой Премудрости Божией и Правды Его. И всякое слово, исходящее из его уст, не имело, да и не могло иметь собственного разумения, ибо он был весь Божий и не жил своим разумом, но по смирению своему стяжал Дух Мирен и Разум Христов. В чем могли убедиться многие сотни и тысячи людей.
     Именно через этот сосуд Божественной Благодати Господь поведал людям Божиим, благословил людей Своих прославлять и чтить праведника Своего Григория Распутина-Нового, странника всея Руси. Батюшка Николай, находясь в послушании у Господа, дал послушание и нам любить Святых, проливших Кровь Честную за землю Русскую. Так, несколько лет назад, когда к несчастью нашему, были постыдные дискуссии вокруг прославления
     Царственных мучеников, были многие сомнения, некрасивые реплики. Уже тогда Батюшка благословил чтить Августейших Особ, потому что знал о том, что Они Святые мученики, пролившие Кровь за нас, ныне живущих. И знание это было от Бога. Прошло совсем немного времени и, по милости Божией, в том числе, по молитвам праведника отца Николая, по молитвам других трепетных сердец, Царственные мученики были прославлены.
     Благословлял Батюшка почитать и того, кому по чистоте жизни позволено было Господом приблизиться к помазаннику Его и вверено молитвенно оберегать Царя и всю Царскую семью. Несомненно, что рядом мог оказаться лишь человек, имеющий чистую душу. Иначе быть не могло!
     И вся эта нелепейшая, грубая и неубедительная (при внимательном анализе) ложь – лишь подтверждение этому. И потом, разве когда-либо мир восставал на подобных себе? Именно об этом говорил Господь и Бог наш Иисус Христос : «... и всякое царство, разделившееся в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его ?...» (Мф . : Гл . 12 ; 25 , 26 ).
     Мир всегда гнал, издевался, подвергая насмешкам и клевете; истязал и убивал; пытался стереть всякое воспоминание и сжигал останки (мощи) праведников!
     «...Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое ...»(Мф.: Гл. 24; 9 ).
     Совершенно очевидно, что богоборческая власть, пытаясь разрушить Законом Божиим установленную монархию, начала с уничтожения предстателя за Русь и за Монарха – старца Григория, вначале убив его, а затем и уничтожив его святые мощи. Та же участь постигла Царскую Семью, и их честные тела мучеников. Таким же и подобным образом уничтожая, стирая следы своих мерзких преступлений, пытаясь предать забвению все, что касается Православия, поступали со многими новомучениками Российскими. И лишь Господь ведает имена многих Своих, за Веру и Отечество Православное, умученных святых.
     И, безусловно, Милость Божия в том и заключается, что открывает Господь имена тех, благодаря кому теплится Вера и стоит Русь Православная, и жив еще мир, тот самый, которому все это так ненавистно.
     Открыл Господь имя старца Григория через старца Николая – и не удивительно это. Оба печальники были за измученную Россию, оба слезы проливали за детей ее неразумных, озлобленных, духовно немощных, требующих помощи и милосердия Божия, и прозрения требующих. Плакал, конечно же, плакал батюшка Николай и о том, что не хотим любить наших Святых, жалел нас, что не имеем добрых сердец. Потому, что сам он имел сердце доброе, любящее. И, исполняя Божие повеление, благословил келейницу свою монахиню Николаю написать книгу о старце Григории.
     Свидетельствую, что еще около двух лет назад Батюшка благословил мне эту книгу в дар. Книга «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый » (Автор : Татиана Гроян) содержит в себе множество сведений с указанием их источников. И сведения эти, как истинные свидетельства, во всей глубине раскрывают подвижническую жизнь и мученичество старца Григория. Очень хочется надеяться на то, что со временем, с позволения автора, в «Русском Вестнике » будут опубликованы те выдержки из этой замечательной книги, которые могли бы помочь избавиться многим от губительных заблуждений в отношении святости старца.
     Благословил Батюшка Николай при своей жизни расписать Образами Святых Царственных Мучеников и врата кладбищенские (свидетелями этого также могли быть множество людей, приезжавших на остров). Фотография этих врат у входа на кладбище, где упокоился праведник батюшка Николай, есть в книге «Небесный Ангел» (книжечка написана матушкой Николаей). При этом, в правом верхнем углу можно увидеть мученика Григория с Чашей в руках. Чаша эта наполнена Кровью (об этом также упоминалось в одном из номеров «Русского Вестника»).
     Соответственно, не может быть и тени сомнения в том , что батюшка Николай благословил прославлять этого Святого человека, и батюшка Николай же благословил писать его иконы, которые по милости Божией были даны в руки многих верующих, прибывших на остров на похороны отца нашего духовного старца Николая. В связи с этим должно упомянуть о том, что еще до прославления Церковью земной православный народ был свидетелем чудес, которые источала мироточивая икона Государя-Мученика, впоследствии участвовавшая в Крестном перелете вокруг России! Так и ныне являет Господь чудеса посредством мироточивых и кровоточащих икон старца Григория (см. «Русский Вестник» , № 10-11, 2002 г.).
     Батюшка Николай, имея у себя в послушании замечательных, добрых и отзывчивых людей: монахиню Николаю и схимонахиню Иоанну , доверял им по- видимому то сокровенное, что открывал ему Господь в отношении прославления Святых людей Божиих (в последнее время Батюшка благословлял прославлять и Святого Царя Иоанна Грозного, вокруг жизни которого, к сожалению, много клеветы и самых невероятных домыслов и слухов. Однако, известна религиозность этого человека, и его глубокое покаянное чувство. Безусловно, со временем Господь поможет узнать нам истину о нем . Матушки же, келейницы отца Николая, с усердием выполняли всякое поручение Батюшки, помогали ему нести Старческий Крест. При этом, неся и свой, далеко не легкий. К несчастью, существует неверное представление о, якобы, имевших место фактах, когда как-будто искажалось благословение отца Николая по отношению к приезжавшим к нему мирянам . Это не имеет под собой никакой почвы.
     Опять-таки свидетельствую о том, что в ряде случаев, когда я приезжал на остров за благословением, матушкам приходилось возвращаться в домик, чтобы уточнить некоторые детали. При этом никаких собственных мнений у них не возникало, что указывает на их абсолютное послушание старцу и осторожность к судьбам людей, просивших помощи у Батюшки Николая. Следует также отметить, что в том монастыре, которому Батюшка духовно покровительствовал, насельники считают, что монахиня Николая (неоднократно посещавшая по послушанию упомянутую Обитель) во многом достойна являться образцом монашеского устроения.
     Увы, к большому сожалению, многие соблазняются, в связи с чем имеют место самые безрассудные слухи и неправда. Вот и на сороковой день с того момента, как Батюшка почил о Господе, многие потрясены были архиерейским высказыванием, связанным с прославлением старца Григория и Царя Иоанна Грозного. Сказано было и о том, что имя старца Николая «используется» в связи с этим.
     Как же горько ото всего происходящего, плакать хочется и кричать во весь голос в отчаянии: «Оставьте, пожалуйста, бедных матушек в покое! Пожалейте их, ведь наверняка кто-то знает, что такое потеря близкого человека, и нет никаких сомнений в том, что Батюшкина кончина очень болезненна для матери Николаи и матери Иоанны. Помилосердствуйте, православные, ведь только одному Господу известно, сколько горя и страданий приходится переносить этим несчастным!».
     Ведь не так давно от этих людей вы обретали помощь, с замиранием сердца ожидая, когда будет вынесена заветная записочка с ответом старца, и его благословением. Ведь как трудно было им со всеми нами, трудно было тем, кого теперь мы так безпощадно очерняем...
     В книге протоиерея Евгения (Попова) «Нравственное Богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих» злая и нескрываемая ненависть, отнятие чести у невиннаго – относятся к разряду человекоубийства. И там же: «О благоразумный христианин! Не бери на себя ответственности за сообщение третьему лицу худой и непроверенной тобой вести о ближнем, которая вскоре же может оказаться ложною». И еще: «...упорный лжец удаляется от Бога, потому что делается родня дьяволу, который ложь есть и отец лжи (1) Иоанн.:8;44; 2) Иоанн.:2;21)».
     Знаем ведь мы об ответственности любви к ближнему, знаем Евангелие и Заповеди Владыки нашего. Что же нам мешает сохранять благоговение? Свершилась Великая Тайна Божия – душа праведника отошла ко Господу, чтобы молиться о всех нас. Поплачем лучше, помянем батюшку в молитвах, прекратим пересуды, будем с почтением относиться к тем, кто помогал служить ему, и были ему ближе всех нас. Ведь Сам Господь и Матерь Божия привели этих людей, чтобы они были рядом с батюшкой, несли свое послушание, выполняли волю старца.
     И не будем ничего подвергать сомнению из того, на что благословлял батюшка Николай.
     И, что касается прославления Григория Новаго и Царя Иоанна Грознаго, это, конечно же, вопрос времени. У Бога они уже святы, несомненно.
     Почитание же Святых людей, обращение к ним в молитве – традиционно для любящего русского сердца и вполне пристойно, и здесь нет никакого неподчинения или непочтения по отношению к Священноначалию. Напротив, мы - любящая паства! Но разве душу обманешь? Всегда почитали святых до их прославления : и Иоанна Кронштадского, и Ксению Петербургскую, и Матрону Московскую (а теперь, Милостью Божией они уже и земной Церковью прославлены). А Матронушку Босоножку, Любушку Сусанинскую, или митрополита Иоанна – кто может запретить почитать? Ходим на могилки, просим, любим, молимся. И ведь получаем от них молитвенную поддержку, а от Бога – помощь и милость!
     Ну, наконец, разве кто-нибудь может усомниться в святости батюшки Николая (хотя , конечно, под сомнение можно поставить все, что угодно)? Будем обязательно ездить на остров, молиться на его могилочке и получать просимое. И любить нам надо тех, кого любил отец Николай: и тех, кто с Богом уже, и здесь еще живущих. И Батюшка обязательно откликнется, помянет нас в Царствии Божием перед Престолом Владычним. Так, описан случай, когда святитель Митрофан, Епископ Воронежский, явился своему почитателю и сказал, что если тот хочет угодить ему, то должен молиться о Царе Петре Великом).
     Ошибаться же все могут, все же ведь люди. Но Церковь Христова не только из Священноначалия, но и из народа Божия состоит. А совесть как же? Совесть - то обличает: не позволяет ни ИНН принимать, ни в переписи участвовать и подсказывает послушание старцу выполнять – чтить людей Божиих: мученика Григория Нового и Благовернаго Царя Иоанна Грознаго...
     Не желаю настаивать на чем-либо, и тем более не имею права давать каких- либо советов или рекомендаций, но только лишь очень всех прошу: пожалуйста, остановитесь, хоть ненадолго. Быть может тогда в тишине и вдали от страстей душа-христианка нам скажет о том, что все это как-то уж очень некрасиво и худо, ошибочно и неистинно...
     Дорогие мои, ради Господа нашего Иисуса Христа, давайте лучше друг у друга попросим прощения и простим. Ведь великим Даром Веры является Любовь друг ко другу. Не будем же терять Дара сего, воспомянув слова Апостола Павла «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, Любовь никогда не перестает. Хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится » (1-е Кор., Гл. 13; 4-8).
     Плодом же Любви является Радость, которую щедро низпосылает Господь в каждое любящее чистое православное сердечко. Именно об этом напоминал прекрасной души Божий Человек и угодник Его старец Николай, благословляя нас последними своими словами: «Не теряйте Пасхальную Радость!».
     С почтением и уважением ко всем, с просьбой о прощении и молитве.

раб Божий Владимир г. Санкт-Петербург


назад