НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К ПОМАЗАННЫМ МОИМ

Страшно впасть в руки Бога живаго!
(Евр. 10,31)

      Последний русский Император Николай II вступал на престол в октябре 1894 г., напутствуемый своим Венценосным отцом: "Я передаю тебе Царство, Богом мне врученное. Я принял его 13 лет тому назад от истекающего кровью отца. В тот трагический день встал предо мною вопрос: какой дорогой идти? Той ли, на которую меня толкало так называемое "передовое общество", зараженное либеральными идеями Запада, или той, которую подсказывало мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть.
     Я избрал свой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовали только блага моего народа и величие России... Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя при этом, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего Царского долга да будут для тебя основой твоей жизни.
     В политике внешней держись независимой позиции. Помни: у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она - основа всякого государства".
     С высокими, чистыми, идеальными стремлениями начал свое царствование, исполняя заветы отца, 26-летний Государь Император Николай Александрович. В своем правлении и повседневной жизни Государь, воспитанный в духе любви и милосердия, придерживался исконно русских православных начал, стремился следовать Христовым заповедям. Однако, еще в конце XIX в. заинтересованными кругами распространялась ложь (ими же созданная) о характере, поведении и правлении Николая II. Трудно найти в Российской истории Самодержца, который пониманием смысла своего Помазания и служения России, своим благочестием и непоколебимой верой в Бога, отношением к семье и ближним наиболее полно отвечал бы образу идеального Царя и одновременно был бы столь оболган еще при жизни, чем последний наш Государь.
     "Между тем, достаточно вспомнить общеизвестные факты, сопоставить достоверные показания и задуматься над непомерной тяжестью монаршего служения, огромной ответственностью, нравственными испытаниями, мучительной душевной трагедией Государя, вызванной болезнью Наследника и, наконец, всеми переживаниями в годы войны и революции, закончившимися мученическим восходом на Голгофу, чтобы понять, что пройти этот тягостный жизненный путь с таким достоинством и смирением, как прошел Император Николай Александрович, мог лишь человек, обладавший не только исключительно сильной волей, но и несравненно более ценным Божиим даром - необыкновенной духовной силой, возвысившейся до святости",- пишет Е. Алферьев в работе "Император Николай II как человек сильной воли" о подвиге Царя-мученика, управлявшего подвластной Ему Империей в условиях почти полного отступления от Бога в ведущем ее слое и непонимания смысла царской власти как установления Божия.
     Напомним забытые ныне факты об экономическом и социальном состоянии России накануне Мировой войны, характеризующие 20-летнее правление Николая II. С 1900 г. по 1913 г. промышленное производство в России удвоилось, успешно развивались машиностроение, химия, электроника, авиастроение - были построены самые мощные в мире самолеты "Витязь" и "Илья Муромец". В сельском хозяйстве - производство зерна было у нас на 28% больше, чем в США, Канаде и Аргентине вместе взятых, Европа была завалена русским маслом, яйцами. За этотже период вывоз русских товаров возрос в 2,5 раза, значительно превысив ввоз. Экономическому успеху во многом способствовали введенные в 1891 г. протекционистские таможенные тарифы, защищавшие отечественного производителя. И позже, несмотря на войну, российская экономика продолжала расти: по сравнению с 1913 г. она составила в 1914 г. 101,2%, в 1915 г. - 113,7 %, в 1916 г. - 121, 5 %.
     В 1897 г. была введена устойчивая золотая валюта, покупная способность которой не поколебалась даже в годы войны (1 рубль = 2,16 нем. марки и 0,51 долл. США).
     Бюджет был бездефицитным и до 60% он состоял из доходов государственного сектора экономики. При Государе Николае II налоги в России были самыми низкими в Европе и составляли на душу населения 9,09 руб. в год; для сравнения (в пересчете на рубли): в Австрии - 21,47, во Франции - 22,25, в Германии - 22,26, в Англии-42,61.
     К 1912 г. было введено социальное страхование рабочих и другие законы, о которых тогдашний президент США Тафт заявил: "Ваш Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может". Россия не знала безработицы.
     Россия являла собой редкий образец смешанной экономики, когда частный сектор сочетался с кооперативным и мощным государственным сектором хозяйства, который задавал тон - ему принадлежали 2/3 железных дорог, рудники, паровозостроение, военные заводы и др.
     С 1908 г. введено обязательное бесплатное начальное образование, ежегодно открывалось 10.000 начальных и 60 средних школ. Гимназии имелись во всех уездных городах, чем не могли похвастаться многие европейские страны. К 1914 г. в России было более ста вузов с числом студентов в 150тысяч (во Франции -40 тысяч, в Германии - 80 тысяч). О качестве российского образования свидетельствовали успехи науки в области химии (Менделеев), математике (Лобачевский), радио (Попов), медицине, физиологии, самолетостроении и других.
     Швейцарец Ф.Эрисман писал: "Медицинская организация, созданная российским земством, была наибольшим достижением нашей эпохи в области социальной медицины, так как осуществляла бесплатную медицинскую помощь, открытую каждому".
     О плодах судебной реформы, начало которой было положено еще при Императоре Александре II, свидетельствует английский проф. Смайльс: "Суд присяжных с его традиционными правами подсудимого, с его неслыханной кристальной человечностью существует только в России".
     В России того времени наблюдался беспримерный рост населения - 3,3 млн. человек в год (от 139 млн. в 1902 г. до 175 млн. в 1913 г.). Французский экономист Э. Тэри прогнозировал ("Россия в 1914 г."): "население России к 1948 г. будет выше, чем общее население пяти других больших европейских стран - 344 млн. человек".
     Не была отсталой Россия! - это подтверждал Э. Тэри, с плохо скрываемым испугом предупреждая, что "если у больших европейских народов дела пойдут таким же образом, как они шли между 1910 и 1912 гг., то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении".
     И в области внешней политики Николай II строго следовал завещанию Венценосного родителя, Царя-Миротворца Александра III, когда обратился ко всем державам с предложением сокращения вооружения и созданием третейского суда в международных спорах с целью предотвратить грядущие войны. Конференция мира была созвана в Гааге 18 мая 1899 г, и приняла общий принцип о мирном разрешении международных столкновений. Так, русский Царь совершил почин мирового значения, который послужил началу целому ряду действующих поныне конвенций о предотвращении жестоких способов ведения войны, о гуманном обращении с пленными и проч. Но мир, движимый князем века сего, уже готовился к новому переделу сфер влияния, в том числе и духовного, и отверг главное предложение Николая II - сокращение вооружений и военных бюджетов.
     В последнее царствование - перед годиной величайших испытаний, тяжких страданий и внешних потерь - Русской Церкви было даровано время самого славного расцвета.
     Благочестивейший Государь Николай Александрович, как его поминали за богослужением, был истинным покровителем Церкви и попечителем о всяком ее благе. Количество церквей в его правление увеличилось более чем на 10.000 и стало к концу царствования 57.000; число монастырей выросло более чем на 250 и стало 1025. Обновлялись древние храмы. Царь сам участвовал при закладке и освящении многих новых и не только в России. Он жертвовал на их построение свои личные средства.
     Так, в 1899 г. комитет по постройке православного храма в г. Нью-Йорке для сбора пожертвований командировал в Россию священника (будущего новомученика) Александра Хотовицкого. Государь положил почин в предпринятом деле с милостивыми словами: "Я жертвую от себя 5.000 рублей на важное христианское дело". Это послужило примером для всех благочестивых сынов Православной Руси.
     Государь дарил различным церквам много драгоценной утвари. В г.Бари (Италия), в древнем храме свт. Николая Мирликийского, где в нижнем помещении находятся его мощи, висят более двадцати прекраснейших лампад, сработанных из литого серебра в древнерусском стиле; самые большие из них в диаметре со столовую тарелку. Все они были присланы к мощам свт. Николая Чудотворца Его Величеством Государем Императором Всероссийским Николаем II.
     Царь посещал храмы и монастыри во всех углах страны, с благоговением поклоняясь местным святыням - мощам и чудотворным иконам. Участвовал в юбилейных торжествах в память разных русских святых или церковных событий. Заботясь об основании православных братств по укреплению православия в инославных областях, особое внимание Государь уделял духовно-просветительной миссионерской деятельности среди татар Казанской епархии, и в православных татарских школах первые десять учеников содержались на его средства. Царь подчеркивает исключительное назначение "школьного образования и воспитания крестьянских детей в нераздельной связи с церковью и приходом", и количество церковно-приходских школ возрастает до 37 000.
     В 1906 г. было создано Предсоборное Присутствие, которое усердно проработало и оставило ценнейшие материалы по всем вопросам церковного устройства. Это уже была подготовка к Церковному Собору 1917-1918 гг.
     Царь много потрудился для Церкви, сделав все для духовного спасения России в лоне ее. В основание всего в своем Царстве Государь полагал не иное что, как благочестие, сам лично давая пример глубокой любви к благолепию служб церковных, почитания святынь, усердия к прославлению великих подвижников богоугодной жизни. В последнее русское царствование были причислены к лику святых такие всеми почитаемые угодники Божий, как святитель Феодосии Черниговский (9 сентября 1896 г.); преподобный Серафим Саровский (19 июля 1903 г.); княгиня Анна Кашинская (12 июня 1909 г.); преподобная Евфросиния Полоцкая (23 мая 1910 г.); святитель Иоасаф Белгородский (4 сентября 1911 г.); св. Гермоген, Патриарх Московский (17 февраля 1913 г.); святитель Питирим Тамбовский (28 июля 1914 г.); святитель Иоанн, митрополит Тобольский (10 июня 1916 г.).
     Исключительное значение в жизни Царской Четы имело непосредственное участие в прославлении прп. Серафима, Саровского чудотворца. Государыня Императрица Александра Феодоровна, давно хотевшая иметь сына, с чувством глубокой веры поехала в Саров молиться у мощей батюшки Серафима о даровании сына. И молитвы были услышаны. В память Саровских торжеств, после рождения Цесаревича, престол нижней части построенного в Царском Селе Феодоровского Государева собора - особенно посещаемого Царской Семьей - был освящен во имя прп. Серафима, а верхняя часть - во имя Феодоровской иконы Божией Матери, Покровительницы Царствующего Дома Романовых.
     И все это рачительный "Хозяин Земли Русской", как сам Император Николай И записал о себе при переписи, делал во благо любимой России и ее народа. Чего же еще не хватало?
     "Дайте нам 20 мирных лет, и вы не узнаете России",- говорил П.А.Столыпин. Но именно этого и боялись недруги России всех мастей, о чем предупреждал сына перед смертью Александр III: "У России нет друзей".
     Недругам очень давно мешала Самодержавная Россия, как хранительница истины Православия, и на протяжении всей истории нашей страны не прекращались попытки ее завоевать, чтобы-либо окатоличить, либо омусульманить, либо "просто" обезбожить, а заодно поработить или расчленить. Процветающая Россия страшила многих, и они, не пренебрегая никакими средствами, поспешили добиться ее уничтожения, втянув в войну, а видя, что и это не помогает - спровоцировать революцию и убрать Венценосного правителя, Помазанника Божия.
     С самого основания жизнь русского государства, каждой отдельной личности и семьи, от Царя до крестьянина была неотрывна от жизни Церкви. Царь был представителем и носителем национального русского духа. Последний Государь особенно был верен духовной Святой Руси и наилучшим образом воплощал ее в себе.
     Но испорченность нравов, оскудение духа благочестия, непочтительное отношение к Церкви и ее уставам уже давно стали характерной чертой нашего передового образованного общества, которое едва ли не в большинстве своем стало сторониться Православия и искать других духовных руководителей, прямо враждебных ему. Среди вождей общественного мнения, заправляющих печатным словом, замечалось не только совершенное отсутствие религиозности, но и глумление над церковными требованиями и укладом жизни. Но, отступая от Бога, общество изменяло себе, своему национальному призванию, искажало свой русский образ, и в помрачении не хотело понимать, что Господь Сам избрал возвеличенную Им Россию принять и до окончания веков блюсти Православие.
     Уже в середине XIX в. великий русский мыслитель и поэт Ф.И. Тютчев, чуть ли не последний из мирян, осознававший всемирную роль России, писал:
     
     Ужасный сон отяготел над нами.
     Ужасный, безобразный сон:
     В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
     Воскресшими для новых похорон...
     
     И целый мир, как опьяненный ложью,
     Все виды зла, все ухищренья зла!..
     Нет, никогда так дерзко правду Божью
     Людская кривда к бою не звала!..
     
     И этот клич сочувствия слепого,
     Всемирный клич к неистовой борьбе,
     Разврат умов и искаженье слова -
     Все поднялось и все грозит тебе,
     
     О край родной! - такого ополченья
     Мир не видал с первоначальных дней...
     Велико, знать, о Русь, твое значенье!
     Мужайся, стой, крепись и одолей!


                                                    Август 1863 г.
     
     Однако, духовная измена России продолжалась. Чем больше русское общество теряло способность мыслить и чувствовать согласно с канонами Православной Церкви, тем больше оно не понимало Царя и его служения. "Самодержец стал рассматриваться как заурядный носитель верховной власти и к нему начали предъявляться самые разнообразные требования, отражавшие абсолютное непонимание его священной миссии Помазанника Божия, связанного обетами к Богу и призванного творить волю Божию, а не "волю народа", обычно выражающую собою волю злонамеренных единиц",- писал кн. Н.Д. Жевахов в брошюре "Причины гибели России" (1929 г.)
     Духовно отдалившись от Святой Руси, передовое общество отчуждалось и от Царя, тяготясь им как ненужным, несвоевременным. Оно больше не питало к Самодержцу тех чувств, какие питал к нему православный народ. "В этом непонимании русскими людьми природы Самодержавия и сущности Царского служения и выразилось главное преступление русской мысли, попавшей в жидо-масонские сети, - читаем дальше у Жевахова. - Свершился акт величайшего преступления, когда-либо бывшего в истории. Русские люди, восстав против Богом дарованного Помазанника тем самым восстали против Самого Бога. Гигантские размеры этого преступления только и могли привести к гигантским результатам и вызвали гибель России. Россия лишилась Божьей благодати".
     Низвержение Царя само го себе тотчас привело к разложению народа, лишило его веры во власть и в прежнее духовное руководство. Введенный в искушение высшими кругами, свергнувшими Царя, народ по простоте поверил новым вождям и, попав под власть князя мира сего, воспользовался свободой низших страстей, предаваясь алчности, грабежам и прочим соблазнам. В революции Россия забыла о войне, о Родине, о Боге.
     Только Царь в это время не забывал России и только ею жил. А о нем все забыли, от него отказались, ему изменили, его предали.
     "В течение XIX в. в России не было, пожалуй, ни одного сколь-либо значительного духовного авторитета, не предупреждавшего общество о гибельных последствиях расцерковления русской жизни. Прп. Серафим Саровский и оптинские старцы, митрополит Филарет Московский, святители-подвижники Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, св. праведный отец Иоанн Кронштадтский и Глинский старец Порфирий - целый сонм просвещенных благодатию Божией прозорливцев предостерегал, обличал, вразумлял, молил: одумайтесь! вернитесь к жизни, основанной на камне веры и Законе Божием, - характеризует те времена митр. Иоанн (Снычев). - Но,увы! Назидая и врачуя, даже Господь Всемогущий не насилует свободной воли человека, соблюдая неприкосновенным наше богоподобие, дарованное при сотворении и предполагающее произвольный выбор и полную ответственность за его последствия".
     Напомним предостережения кротчайшего и любвеобильного архиепископа Феофана Затворника: "Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо... Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские, и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет, человек - ком грязи, за гробом нечего ждать...
     Что у нас? У нас материалистические воззрения все более приобретают вес и обобщаются... Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо свободу замыслов пресечь - зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под смертной казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются...".
     О потрясениях, ожидающих осуетившийся мир, задолго до революции предупреждал и святитель Игнатий Брянчанинов: "Идут, идут страшнее волн всемирного потопа, истребившего весь род человеческий, идут волны лжи и тьмы, окружают со всех сторон, готовы поглотить вселенную, истребляют веру во Христа, разрушают на земле Его Царство, подавляют Его учение, повреждают нравы, притупляют, уничтожают совесть, устанавливают владычество всезлобного миродержца".
     Могучий глас Кронштадтского старца, святого праведного отца Иоанна, вторил грозным предостережениям Владыки:
     "Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и свои беззакония. Виновно и высшее правительство, потворствующее беспорядкам... Безнаказанность в России в моде, ею щеголяют... Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов...".
     О Государе Николае II св. прав. Иоанн Кронштадтский писал еще в 1905 г.: "Царь наш праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду".
     Но слушали и не внимали! И не оказалось, видимо, в России 1917 года нужного числа праведников (см. Быт. 18, 32), ради которых Господь готов был пощадить "народ-богоносец", терпя и дальше его согрешения.
     В ночь на 4/17 июля 1918 г. в Екатеринбурге большевиками было совершено ритуальное убийство Царской Семьи: Царя Николая, Царицы Александры, Великих Княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии и 14-летнего Наследника Престола Алексия. В ночь мученической кончины Царской Семьи Дивеевская блаженная Мария бушевала и кричала: "Царевен штыками! Проклятые жиды!" Неистовствовала страшно и только потом поняли, о чем она кричала. На стенах подвала Ипатьевского дома, в котором Царственные мученики и их верные слуги закончили свой крестный путь, были обнаружены оставленные палачами надписи. Одна из них состояла из четырех кабалистических знаков. Она расшифровывалась так: "Здесь по приказу сатанинских сил Царь был принесен в жертву для разрушения Государства. О сем извещаются все народы".
     Для спасения Царя не нашлось второго Ивана Сусанина. В подвал Ипатьевского дома сошли только четверо верных слуг, не покинувших Царскую Семью и с нею убиенных: лейб-медик Их Императорских Величеств (с 1908 г.) Евгений Сергеевич Боткин; камердинер Их Величеств, потомственный почетный гражданин Алексей Егорович Трупп; горничная Государыни Императрицы Анна Степановна Демидова; старший повар, потомственный почетный гражданин Иван Михайлович Харитонов.
     Опомнились позже... "Русский народ отрекся от своего Царя. Убийство Его - не частный грех дворцового переворота, а грех всеобщий, всенародный, от дурмана революции, которым народ позволил себя одурманить. Мы ... позволили их убить, мы не защитили их, мы их бросили... Где наше единство, где наша вера и самоотвержение, где защита правды? Испугались, разложились, пали тяжким падением, - писал протопресвитер Михаил Польский в 1949 г. - Он был Помазанником Божиим. Благодать Святого Духа на нем - подлинная реальность, а не условный знак, или обряд, или символ. И потому, покидая Царя, мы кощунствовали над таинством, попрали благодать Божию, поступили как богопротивники. Не имеешь царя, Помазанника Божия, - не имеешь и греха против него, а если имеешь его, то берегись погрешить против Бога. Кто, подняв руку на Помазанника Господня, останется ненаказанным? (1 Цар. 26, 9). И изменивши ему, мы лишились благодати Божией в нашем управлении и подпали не под какую-нибудь власть человеческую, а поистине под власть бесовскую, которая замучила наш народ. И в этом единственном Царе в мире - Помазаннике Божием от благодати святого таинства, - не лишился ли и весь мир силы, которая "удерживала" (см. 2 Фес. 2, 7) силы бесовские от современного властвования и влияния. Если мы этого еще не поняли, то, может быть, поймем потом".
     Религиозно-мистический смысл убиения Царской Семьи пояснял архиепископ Аверкий (Таушев) в 1972 г.: "Это убийство было продумано и организовано никем другим, как слугами грядущего антихриста - теми предавшими свою душу сатане людьми, которые ведут самую напряженную подготовку к скорейшему воцарению в мире врага Христова - антихриста. Они отлично понимали, что главное препятствие, стоящее им на пути, это - Православная Царская Россия... А для скорейшего и вернейшего уничтожения России надо было уничтожить Того, Кто был живым символом ее - Царя Православного - нашего Благочестивейшего Государя".
     Царская семья! Ее не смогли разделить - все семеро вместе как единый алмаз, сияющий и крепчайший, граненый деятельной любовью, нераздробленный никогда никем. Неразлучный в жизни этот святой семисвечник оказался неразлучным и в смерти. Никто из них не пережил другого на один час. Вся Царская Семья по Промыслу Божию, как святое семейство, единой душой вознеслась на Небеса и пред Престолом Божиим молится за русский народ.
     Ныне почти во всех храмах России можно увидеть Царские иконы, некоторые из них мироточат. О чудесах святых Царственных мучениках уже написаны целые книги, но они не оскудевают и продолжают изливаться на всех, ищущих их помощи.

Наталья ФАДЕЕВА


назад