РУССКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ И НАРОДНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

      В недавнем прошлом (да и сейчас) повсеместно Православную монархию отождествляют с диктаторским режимом. Всякого рода пытаются доказать, что русская монархия и западные монархии – одно и тоже, что даже монархи дружили своими Домами.
     Сейчас можно сказать, что русское самодержавие – это не диктатура политическая, а, скорее диктатура православной совести. Примеров тому из жизни государственных решений наших Царей великое множество.
     Русское самодержавие было организовано русской низовой массой, оно опиралось на Церковь, на религиозную совесть народа и концентрировало в себе его (народа) политическую организацию, в широком смысле слова, именуемую Общиной и Собором.
     Самодержавие всё время работало для самоуправления народа, когда Самодержавие пало (Смутное время), то было восстановлено опять-таки самоуправление народа – в виде ополчения Минина и Пожарского, рязанского ополчения Прокопия Ляпунова (1611 г.), и окончательно – Земским Собором 1613г. Современное православно-патриотическое Движение год от года показывает, что Второе Смутное время (с 1917 г.) завершится торжеством Православной монархии.
     Формы самоуправления, существовавшие в Царской России, были самые разнообразные: корпоративно – научные, врачебные, учительские, инженерные, рабочие, офицерские собрания и другие организации. А также территориальные (губернские, уездные, городские) образования. Такое сочетание преимущества твердой единоличной власти с широким местным самоуправлением создавало благоприятную атмосферу для хозяйственного развития. В свою очередь, главным фактором устойчивости всей политической системы, т. е. Государства, была опора на Церковь, которая ограждала власть от произвола (т. е. скатывания к диктатуре), а самоуправление – от мятежа и бунта.
     Известно, например, что в «войсках» С. Разина, К. Булавина и Е. Пугачева не было духовного окормителя, на «Потемкине» священник – любимец команды – вообще был убит жалкой кучкой заговорщиков в начале мятежа. И также известно, что Гапон задолго до 9 января 1905 года тайно отрекся от священнического сана и перешел в лагерь сатаны… с последующими событиями. Священноначалие в 1917 г. «демократическим» и трусливым Синодом молчаливо предало Государя Николая II, умиротворив жида Керенского.
     Известный патриот и богослов М.Н.Катков, отмечая единство Государя, Церкви и Народа, писал в 1905 г.: «Для народа, составляющего Православную Церковь, Русский Царь предмет не просто почтения, на которое имеет право всякая законная власть, но священного чувства в силу его значения в домостроительстве Церкви. Русский Царь есть не просто глава государства, но страж и радетель Восточной Апостольской Церкви, которая отреклась от всякой мирской власти и вверила себя хранению и заботам Помазанника Божия».
     Говоря об исконной форме правления Русского государства – «Православие. Самодержавие. Народность», – этого гармоничного триединства, нужно помнить слова священномученика епископа Андроника (Никольского), принявшего в 1918 г. мученическую кончину, будучи живым закопанным в землю большевиками.
     В 1909 г. он писал о последствиях печального опыта Петровских реформ: «Увлекшись сильной централизацией власти западного королевского… абсолютизма, Петр I перенес её и к нам, объявивши себя Императором и … насадивши у нас все западные порядки в управлении, совершенно нам несвойственные… Плодом сего насильственного введения в нашу русскую жизнь, как зараза в организм, абсолютизма власти было то, что на манер Запада и у нас оказалось разобщение Императора с народом…
     И остались Царь русский сам по себе, а народ сам по себе, между ними же стояла прикрывавшаяся именем Царя, централизовавшая вокруг себя весь порядок народного управления правящая власть, разобщившая Царя с народом; а с другой стороны, в последнее столетие – земство, выдававшее себя за голос народа, когда как в нем и народа-то не было…
     Постепенно и образовалась нескрываемая какая-то даже вражда у народа к эксплуатирующей его власти и у власти к обманывающему ее народу. Но при этом Царь и народ все-таки оставались, хотя и в скрытом, но самом задушевном и потому прочнейшем союзе. И потому тот же самый народ, который критиковал надоевшее ему всяческое начальство и, казалось ему, обманно только прикрывавшееся именем Царя, – этот же народ исполнялся и исполняется неописуемого восторга, радости, счастия до слез, когда, наконец, видал лицом к лицу свое Красное Солнышко-Царя, которого он с сердечной нежностью называл: «Родной Ты наш, дорогой Ты наш, Отец родной…»
     Народная мудрость и его незатейливая философия по поводу Царской власти нашла свое выражение в пословицах и поговорках.
     Приведем некоторые из них: «Бог на небе, Царь на земле», «Кто Богу не грешен, Царю не виноват», «Светит одно солнце на небе, а Царь Русский на земле», «Народ – тело, Царь – голова», «Человек без Царя в голове», «Государь – батька, земля – матка», «Не всяк Царя видит, да всяк за Него молит», «Бог милостив, а Царь жалостлив» (!), «Не судима Воля Царская» (!), «Одному богу Государь ответ держит», «Правда Божия, суд Царев», «Царь земной – под Царем Небесным ходит» (!).
     Приведем опять слова священномученика Андроника, которые не потеряли своей актуальности и теперь: «Собирайся же плотней, Русский Народ, как триста лет назад, ты, забитый, обманываемый и обольщаемый всеми, собрался около Минина и Пожарского и прогнал от себя всех… врагов, поставил перед Господом Богом Царя над собой и с ним водворил порядок по всей разорванной (!) земле на зло посрамленным врагам! Собирайся и ныне, и помоги Царю твоему вывести нашу жизнь на родную нам дорогу из тех дебрей, куда завели ее наши враги, пособи ему устроить мир и порядок в стране на славу нам – на страх врагам». .

В.ЯРКИН
г. Рязань



назад