МЫСЛИТЕЛЬ РОССИИ
– НАШ ЗЕМЛЯК

      Речь пойдет о Сергее Николаевиче Булгакове, который родился 29 июня 1871 года в городе Ливны Орловской области. Отец его был протоиереем - Н.В. Булгаков. Шесть поколений священнического рода Булгаковых, имение которых располагалось в старинном измалковском селе Быково, восходит к эпохе Ивана Грозного. Дом был, словно церковь, полон икон и лампад. Быковский парк, ныне изрядно порубленный, - это детище семьи Булгаковых.
     Семья священника вела самое скромное существование, но всё же чуть возвышаясь над общим, довольно низким деревенским уровнем. Это вызывало у будущего совестливого философа чувство стыда за свой относительный достаток. Именно так зарождалась в России предреволюционная психология "кающегося интеллигента" с его благородным стремлением помочь "малым сим".
     Сергей Булгаков учится сначала в Ливенском духовном училище (1881), а по окончании его поступает в орловскую духовную семинарию (1885). Однако у молодого студента возникает недовольство "семинарской апологетикой", "принудительным (как ему казалось) благочестием". Потом для юного ума перестала существовать мистическая, главная сторона богослужения. Оценивая спустя много лет этот период, Сергей Николаевич сочтёт себя жертвой "мрачного революционного нигилизма". Отрочески наивного, чистого его соблазнила, прельстила мнимая научность нигилизма. Ему представлялось, что это мировоззрение умных, образованных людей. Следующим шагом в развитии революционных, левомарксистских настроений стала утрата идеи священности царской власти, что привело его в ряды борцов с нею. Впоследствии он скажет о пагубности избранного пути: "Грех этот состоит не только в свободолюбии и в этом смысле революционности, сколько в нигилизме и историческом своеволии, в последнем счёте, самочинии с отсутствием чувства меры".
     Против воли благочестивых родителей юноша Булгаков уходит из семинарии и поступает в восьмой класс елецкой гимназии, которую заканчивает за два года. В 1890-1894 годах он уже студент юридического факультета московского университета, как он сам писал, "стал жертвой интеллигентской стадности", пойдя вопреки собственному влечению заниматься физиологией, философией, литературой. Мной двигало желание, писал он, "спасать отечество от царской тирании", конечно, идейно. Пройдя это каторжное чистилище ненужных знаний, будущий богослов и философ писал, что таким образом он "он сам обрёк себя и тем искупил свой грех блудного сына".
     По окончании университета Сергея Николаевича оставляют при кафедре политической экономии и статистики. В то время он и оказался среди "легальных марксистов", хотя впоследствии и говорил, "что марксизм шёл ему как корове седло". Но, как это ни парадоксально, в книге "От марксизма к идеализму" (1903год) в борьбе с самим собой он неожиданно доказывает, вопреки канонам марксизма, что закон концентрации, обобществления под лозунгом грабь награбленное не действует в сельском хозяйстве (как и сейчас демократия - прим.). И что мелкое крестьянское хозяйство обладает устойчивой жизнеспособностью. И что его не надо разрушать, деля село на кулаков и пролетариев. Такой вывод вызвал негодующую реакцию горожанина Ленина.
     В 1896 - 1900 годах Сергей Булгаков находится на Западе, который сильно разочаровал его. Однако, пути Господни неисповедимы, в Дрездене у него произошла встреча с картиной "Сикстинская мадонна", всё в нём перевернувшая. " И так мне глянули в душу очи Царицы Небесной, грядущей на облаках с Предвечным Младенцем. В них была безмерная сила чистоты и прозорливой жертвенности - знание страдания… Это не было эстетическое волнение, нет, то была встреча, новое знание, чудо… Я (тогда марксист!) невольно называл это созерцание молитвой и всякое утро бежал туда, где перед лицом Мадонны молился и плакал. И немного найдётся в жизни мгновений, которые были бы блаженнее…" (Булгаков С.Н. Свет невечерний. - М. 1917 год).
     Затем вернулся на Родину и стал уже профессором политической экономии в Киевском политехническом институте. Одновременно он - приват-доцент Киевского университета. Эти годы он вспоминал так: " О, я был, как в тисках, в плену у "научности", этого вороньего пугала, поставленного для интеллигентской черни, полуобразованной толпы, для дураков! Как ненавижу я тебя, исчадие полуобразования, духовная чума наших дней, заражающая юношей и детей! И сам я был тогда заражённый…".
     Этим закончился нигилистический период, увлечение марксизмом, хотя окончательное возвращение в Церковь произошло много лет спустя. С каждой новой книгой он утверждает себя как христианский мыслитель, а позднее, как и православный богослов.
     Да, Сергей Николаевич Булгаков прожил плодотворную, но трудную жизнь, где были и мучительный поиск своего пути, и скитания, и утраты. Однако, через все перипетии судьбы он свято пронёс образ Родины. В 1938 году, находясь в эмиграции, (выслан по приказу Ленина) он завещал: "Родина есть священная тайна каждого человека, так же, как и его рождение. Теми же таинственными неисповедимыми связями… человек связан с матерью-землёю и со всем Божиим творением… Здесь я не только родился, но и зародился в зерне… И, умирая, возвращусь туда же…" Но не суждено было сбыться его словам: умер Сергей Николаевич Булгаков на чужбине, во Франции. Долгое время имя этого великого человека на Родине находилось в забвении. И лишь сегодня появилась возможность исправить допущенную несправедливость и вернуть духовное наследие отлученного мыслителя его народу. Нам, ныне живущим и думающим.

В.КУПАВЫХ

назад