ЧЕТВЕРТЫЙ УДЕЛ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Общий вид Серафимо-Дивеевского монастыря     Особенное обетование Пресвятой Богородицы несет на себе Дивеевская обитель: "Это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих", – такие слова услышала от Царицы Небесной матушка Александра, первоосновательница обители. Матерь Божия ежедневно обходит ее по Канавке и на всех паломников, монахинь и послушниц монастыря, сподобившихся здесь молиться, изливает свою богатую милость. Духовником Дивеевской обители был в свое время Батюшка Серафим, Саровский Чудотворец. Его молитвами обитель устояла в годы нестроений, пережила закрытие и разорение в советское время и снова возрождается в своей дивной красоте.
     В наши дни исполнилось пророчество прп. Серафима о том, что в Дивеево будут почивать его св. мощи. Со всего мира тянется сюда поток паломников. Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: "Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что бы ни случилось с вами, все придите ко мне на гробик, да припав, как живому и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мной говорите, я всегда для вас жив буду".
     Вот и у нас в Липецке православные верующие регулярно совершают паломнические поездки в Дивеево. На одну из таких поездок отправился корреспондент нашей газеты, Валентин Надеждин. Канавка
     Когда мы приехали в обитель, служба уже закончилась, поэтому первым делом пошли на канавку. Она была создана в последние годы жизни преп. Серафима. Батюшка очень торопился с устройством этой канавки, т. е. той дорожки, по которой прошла Царица Небесная. Вот что писал о. Василий Садовский в своих записках: "Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица. Тут у меня, говорил батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит.
     Какое это было благодатное чувство идти по канавке с четками в руках, читая 150 раз молитву "Богородице Дево, радуйся!". По канавке шли паломники, повторяя путь Богоматери, шли монахини, священники и архиереи, шли умиротворенные, набравшиеся духовных сил для трудного жизненного пути в то страшное время. Шли с незабываемыми впечатлениями на всю жизнь. Многие брали горсточку земли с канавки, и иногда она их ограждала от вражьих нападений. Канавка была сделана четырехугольником и на углах были сделаны, по древнему обычаю, на столбах красивые резные башенки со вставленными в них иконами Богоматери, идущей по этой канавке, – башенки были съемные и на ночь снимались сестрами. Подходя к ним, паломники крестились – это было им видимым напоминанием, что по этой дорожке прошла Царица Небесная. Как все это было прекрасно! Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность и наступает полная тишина. Небо становится как-то ближе к земле, медленно идут молящиеся по канавке, как будто это и не наш суматошный век, а древняя Святая Русь, Бог знает, каким путем пришедшая сюда из глубины веков.
     После того, как прошли по канавке, мы увидели верующую, которая распространяла акафист Ченстоховской Иконе Божьей Матери. Чтение этого акафиста особенно пробуждает патриотический дух, противодействует грядущему беззаконию. Часовня на источнике батюшки Серафима
     Верующие люди, как и в прошлом, получают у мощей Преподобного благодатную помощь и исцеление. В Троицком соборе сохраняются также некоторые вещи, принадлежавшие Батюшке Серафиму: мантия, нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавички, башмаки, чугунок и некоторые другие. В алтаре хранится котелок, из которого Батюшка Серафим оделял посетителей сухариками. (Можно привезти свои сухарики и попросить освятить их в котелке). Богослужение обители сохраняет особенный устав прп. Серафима: по воскресениям поется Параклисис (канон Пресвятой Богородице нараспев), читается неусыпаемая псалтирь в храме Рождества Христова.
     В монастыре несколько источников, прославленных множеством исцелений. Это источники Казанской и Иверской икон Божией Матери, источник матушки Александры. Особенно любим паломниками источник Батюшки Серафима, расположенный в живописной местности в Саровском лесу, недалеко от мест, где жил и молился преподобный. На монастырском кладбище паломники посещают могилки схимонахини Александры-первоосновательницы монастыря, схимонахини Марфы, Елены и Михаила Мантуровых, Николая Мотовилова, блаженных Пелагии, Натальи и Паши Саровской; игуменьи Марии Ушаковой. Все желающие готовятся и приступают к Таинствам Исповеди и Святого Причащения. Ежедневно паломники вместе с сестрами обители проходят Крестным ходом по Канавке.
     После вечерней службы, паломники собрались было ехать. Но, отъехав не более трех километров от святой обители, наш автобус сломался. Поломка оказалось очень серьезной – автобус не мог ехать дальше, поэтому решили не ждать и возвратиться назад в монастырь пешком. Подходя к Храму, мы попали на Крестный ход, который проводится ежегодно в старый Новый год. По окончании его все собрались в Храме, и здесь случилось чудо: Ченстоховская Икона Божьей Матери, Кровоточивая Спасителя и Икона Царственных Мучеников замироточили.
     Старцы говорят: "Пришло святое время нашей соборной молитвы, общенародных крестных ходов. Святая Русь не простит нам, если будем бездействовать". Во времена особенно тяжелые в годины лихолетья вставал русский народ на молитву под открытым небом, брал святые хоругви, кресты, чудотворные иконы, шел крестным ходом и свершались чудеса.
     По Дивееву, по всей России и даже по всему миру рассеяны люди, духовно близкие к Дивеевской обители, которые, побывав однажды в этом месте, почувствовали, что "счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная каждые сутки посещает Дивеево" (слова батюшки Серафима из "Летописи").
     …Автобус за нами пришел утром, но нас не благословили священники выезжать. Только после праздничной вечерней службы было дано благословение ехать. Одна монахиня сказала нам так: "Значит батюшка Серафим не хочет вас отпускать…"
     Четвертый и последний удел Божией Матери на земле возрождается предстательством Царицы Небесной и преподобного Серафима Саровского, которые посылают и благодетелей, и материалы, и все необходимое.
     Тропа народная в эту обитель не зарастает – люди из разных стран, из разных городов и весей приходят сюда, чтобы поклониться святым мощам преподобного Серафима Саровского. Обитель Дивеевская вновь стала духовным центром Русской Православной Церкви, всей нашей Родины – России. Здесь люди объединены в общей молитве преподобному Серафиму Саровскому. И величайший молитвенник Земли Русской своими молитвами помогает нам, укрепляет нас в том подвиге, который мы совершаем на благо Церкви Христовой, на благо нашего народа и земного Отечества...

Ю.БЕРНИКОВ

назад